Родителям всегда хочется, чтобы их малыш заговорил рано, начал формулировать свои просьбы, а не капризничал и плакал. Для этого мамам и папам стоит ознакомиться с советами, как научить ребенка говорить.
Благодаря простым упражнениям и играм можно развить речь, сделать ее четче, ускорить появление первого слова из уст крохи. Но важно начать вовремя, чтобы не нанести малышу стресса.
Формирование речи малыша происходит с рождения, именно поэтому так важно постоянно с ним разговаривать, рассказывать о мире вокруг. Чаще дети таких разговорчивых родителей начинают говорить раньше.
Кроха начинает понимать и воспринимать сказанное взрослыми с 7–8 месяцев.
Развитие речи у детей младшего возраста с 1 до 3 лет наиболее важно. Нельзя упускать этот момент.
Оптимальное время начать учить ребенка говорить – в год. Но нельзя переусердствовать с занятиями. Они должны проходить в непринужденной веселой обстановке, в игровой форме.
Нельзя разговаривать сложными предложениями, необходимо пытаться расширить его словарный запас, говоря «на-на», «дай-дай», «держи игрушку», «кто это?», «что там?».
В 2 года научить ребенка разговаривать проще, но занятия должны быть сложнее. Важно не только расширить словарный запас, но донести, как говорить четко и связно, формулировать свои мысли.
В этом возрасте пальчиковой гимнастики и игр недостаточно. Чтобы научить говорить, понадобятся логопедические подходы – делать зарядку для языка, повторять звуки и слоги за взрослым.
Это самый подходящий возраст, чтобы научить вашего ребенка говорить предложениями. Словарного запаса в 3 года достаточно, чтобы речь была связной и полноценной. Ребенок должен уметь произносить хотя бы 3–4 слова вместе, например, «мама, дай кушать», «мама, пойдем играть на улицу».
В этом возрасте можно начать учить стихи, песенки, необходимо читать сказки, помогать детям в изучении алфавита.
Научить ребенка говорить рано помогут следующие занятия:
В процессе занятий важно, чтобы ничего не отвлекало кроху, иначе его не удастся ничему научить. Ни в коем случае нельзя перебивать малыша, пускай он говорит несвязно, но для него это разговор.
Главное правило – больше разговаривайте с крохой. Он запоминает все то, что ему сказали, а со временем сможет это повторить. Но не стоит требовать от малыша все и сразу, не нужно смотреть на возраст (если кроха заговорил с задержкой). Каждый ребенок развивается индивидуально.
Чтобы разговорить малютку, необходимо начать с самого простого – со слогов. Произносите знакомые ему «ма-ма», «па-па», «ба-ба», а затем произносите целиком «мама», «папа». Затем просите повторить за вами. Разговаривайте с улыбкой, интонация должна быть дружелюбная, нельзя повышать тон или кричать.
Не забывайте вместе с речью развивать мелкую моторику пальчиков. В таком случае все речевые занятия становятся более продуктивными.
Чтобы научить новым словам, нужно знакомить ребенка с окружающим миром. Называть все то, что видит малыш (дерево, машина, собака, кошка) или берет в руки (мячик, пирамидка, ложка, яблоко).
Стимулируют на разговор простые вопросы – «где твоя игрушка?», «хочешь есть?». Важную роль в развитии речи играют глаголы. Существует такая закономерность: чем больше малыш знает глагольных действий, тем быстрее он начинает говорить. Именно поэтому необходимо научить выговаривать – «баю-бай», «ам-ам», «куп-куп», «топ-топ».
Бывает такое, что ребенок упирается, не желает говорить не потому, что не умеет, а просто не хочет. Ему удобно, чтобы родители потакали во всем, ведь они и так понимают все, что нужно. В таком случае научить кроху говорить не получится без одной хитрости.
Если малыш что-то просит, показывает пальцем, то нужно сказать: «я не понимаю, скажи конкретно». В случае истерики поддаваться не стоит, кроха должен осознать, что манипулировать не получится.
Фразовая речь является следующим этапом речевого развития после того, как малыш научился произносить слова.
Ребенок сможет начать говорить предложениями лишь в том случае, когда достаточно пополнится его словарный запас.
Научить ребенка говорить предложениями можно с помощью стимулирования:
Пытайтесь заинтересовать, тогда научить будет проще.
Чтобы научить ребенка красиво говорить, достаточно соблюдать такие правила:
Активное слушанье и разговорная активность родителей являются наиболее важными составляющими грамотной речи малыша.
Правильно научить выговаривать сложные буквы, типа «р», «ш», «щ» бывает сложно без помощи логопеда. Но приложив все старания, это возможно.
Начинать занятия следует тогда, когда кроха четко произносит слова, у него расширенный словарный запас, приблизительно к 2 годам. Чаще всего у малышей возникают проблемы с произношением буквы «р». Основу занятий составляет речевое подражание, то есть ребенок должен все повторять за взрослым, говорить, как мама и папа.
Научить ребенка произносить сложные буквы можно так:
Аналогично стоит учить детей шипящим. Малыши, разговаривая, часто заменяют их другими буквами.
Чтобы у ребенка сформировалось правильное представление о сложных звуках, можно начать с самого простого. Ближе к 9 месяцам родители должны комментировать, как едет машина («в-в-в»), как жужжит пчела («ж-ж-ж»), как дует ветер («ш-ш-ш»).
Посетить логопеда нужно в любом случае перед садиком, чтобы узнать уровень речевого развития. Также поводом к обращению к специалисту может стать неправильное произношение звуков, проглатывание окончаний, неумение связать несколько слов в предложение. Все эти проблемы легко устраняются опытным логопедом.
Также посетить специалиста нужно в обязательном порядке, если ребенок в 2 года не произносит слова или не подает никаких звуков.
Развитие речи – индивидуальный процесс для каждого малыша. Чтобы ребенку было легче научиться говорить, необходима в первую очередь помощь родителей.
Автор: Оксана Белокур, врач,
специально для Mama96.ru
Список источников:
Я бы рекомендовал деткам аудиосказки запускать, это очень сильно помогает им развивать себя, в том числе свою речь, потому я бы рекомендовал для этого отличные разговорные аудиосказки, например про Трех поросят , либо про Гусей-лебедей , это то что нужно чтобы развивать речь вашего ребенка, испытано уже на своем, рекомендую!
Уважаемые родители, еще ничего не придумано лучше личного примера. Общайтесь с ребенком максимально часто и долго, нормальными словами, как со взрослым, читайте ему книжки вслух, и его речь вас вскоре порадует…
Самый действенный способ — личный пример. Выражайтесь вокруг ребенка правильно, и он, сам того не ведая, будет перенимать эту манеру. Конечно, у него будет какая-то своя интерпретация, и ее не надо резать на корню, а просто мягко корректировать…
Речь формируется в языковой среде, поэтому чтобы она была грамотной и правильной у ребёнка, его окружение тоже должно говорить грамотно и правильно. Именно говорить, должна быть живая речь, обращенная к ребенку, а не аудиосказки или голосовой помощник. Развитие мелкой моторики положительно влияет на речь, но грамотность и правильность не появятся сами собой от перебирания круп и сборки конструкторов.
Бабушка наша очень хотела хвалиться перед своими подругами, что внучка рано начала говорить и читать.А правильная речь и грамотная, как считало старшее поколение, целиком и полностью связана с книгами. Мучила бедного ребёнка с года. Сначала сама ей читала, потом стала заставлять читать самостоятельно. Собирала аудитории , перед которыми Даша должна была декламировать стихи и читать главы из книг. В результате дочка возненавидела книги. Так что главное в стремлении научить ребёнка красиво и правильно говорить — это не переусердствовать.
Ребенком надо заниматься , тогда и говорить будет правильно и развиваться в целом. Моя дочка уже подросла, но я всегда ей уделяю столько внимания, сколько она хочет и нуждается в нем. И безусловно результат на лицо. С детства мы перечитали миллион книг, как со звуками, так и без, рассмотрели каждую картинку , издали звук каждого животного. Переиграли во все детские игры. Сейчас ребенок в первом классе и у нее лучший результат пот чтению 120 слов в минуту. Ребенок развитый , участвует во многих школьных мероприятиях , так было и в детском саду. Главное не оставить ребенка расти как самостоятельный цветочек, тогда все будет отлично.
Моему сыну сейчас год и десять месяцев. Я придерживаюсь такой тактики, что всему свое время. Да, есть детки, которые в этом возрасте уже болтают во всю, мы лишь только баба, деда, мама, папа шёпотом. И не так давно, начала замечать, что он пытается повторять слова, звуки. Но опять же не всегда, видимо по настроению. Потому как, если я начинаю говорить и прошу его повторить, он молчит. А вот с занятиями или просто книгу почитать, с этим сложнее, не сидится ему на месте, редкий случай когда дольше пяти минут может посмотреть книгу.
И конечно же бабушка, масла в огонь поливает, ребёнок уже должен то, должен это… Вроде и понимаешь, что у каждого малыша все по своему происходит, но порой закрадывается мысль, а вдруг что то не так. Вот такая у нас история)