Родители с нетерпением ожидают новых достижений своего чада – первых шагов и первых слов. Отцу так хочется услышать заветное «папа» из уст младенца, а матери – «мама». Поэтому многие родители часто задаются вопросом: когда начинает говорить ребенок?
Предугадать это достаточно проблематично, многое зависит не только от наследственности, но также от стараний родителей помочь крохе разговориться.
Очень важно, когда ребенок начинает говорить первые слова и фразы. Все дело в том, что речь, мозговая активность и психическое состояние крохи тесно связаны. Именно поэтому, если ребенок начинает говорить поздно, когда уже его сверстники произносят целые предложения, то можно судить об отклонениях в развитии.
Несмотря на то что существуют нормы, каждый младенец развивается индивидуально, по собственному графику. Это стоит учитывать. Не всегда запоздалое начало речевой активности свидетельствует об отклонениях в развитии. Но все же стоит знать приблизительные сроки, когда ребенок должен говорить.
Звуки типа «агу» можно услышать уже с 2–3 месяцев. Младенцы так пытаются поговорить со своими родителями, начинают гулить. Но считать это разговором еще не стоит.
Во сколько месяцев младенец начинает произносить звуки? Это происходит к 7 месяцам. Малыши начнут выговаривать слоги, например, «ту-ту», «ам-ам», «ба-ба» и другие. Но произнести слово для них еще проблематично. Они начинают говорить так, как умеют.
Малыш часто говорит первое слово к 1 году жизни. В норме годовалый кроха должен говорить минимум 5 простых слов. Если малыш развивается правильно, его словарный запас должен пополняться 1–6 новыми словами в месяц. Есть даже случаи, когда, спустя короткое время после того как ребенок заговорил, он быстро запоминает и повторяет новые слова. Словарный запас может пополняться еженедельно 10 словами.
В связи с физиологическими особенностями развития, мальчики начинают говорить позже девочек. Зато они опережают слабый пол в физической активности, поскольку раньше ходят.
Нормы усовершенствования речи такие:
Согласно Комаровскому, осознанно ребенок начинает разговаривать после того, как его словарный запас значительно расширился. В возрасте 3–4 года малыш является полноценным собеседником. Он участвует в разговоре со взрослыми, задает и отвечает на вопросы, рассказывает стишки или пересказывает сказки, начинает говорить сложными предложениями.
Если речь малыша не соответствует нормам, то стоит показать его врачу, который определит причину задержки. Родители также без помощи специалиста могут определить, что у их ребенка имеются проблемы. Признаки следующие:
Чаще патологии речевого аппарата обнаруживаются именно после 2 лет. Но чем раньше обнаружен дефект, тем эффективнее окажется терапия. Если заняться терапией в возрасте 1,5–3 года, то в школе ребенок начинает говорить не хуже сверстников.
Задержка речевого и психического развития может протекать совместно. В таком случае родители должны обратить внимание на странное поведение своего чада.
При патологиях развития самостоятельно сделать ничего нельзя. Ребенку нужна помощь специалиста. Помочь заговорить может логопед и дефектолог. При наличии психических или неврологических нарушений потребуется помощь психолога и невролога.
Задержка развития может быть вызвана сильным стрессом, перенесенным в детстве, испугом. Именно поэтому младенец нуждается в трепетном и ласковом отношении, заботе и внимании.
Малыш может заговорить намного раньше своих сверстников, если с ним заниматься. Необходимо постоянно общаться с ребенком с первых дней жизни. Не нужно думать, что, например, в 3 месяца кроха еще не понимает слов, поэтому говорить с ним не стоит. Речевая активность мамы или папы стимулирует речь малыша.
Необходимо не только постоянно рассказывать малышу о мире вокруг, но также задавать ему вопросы, например, «что это?», «хочешь кушать?», «пойдем гулять?». Это побуждает его начать говорить.
Ни в коем случае нельзя кричать на младенца, разговаривать на повышенных тонах, скандалить в его присутствии. Такое поведение может напугать малыша и привести к тому, что он начнет произносить слова намного позже.
Важную роль в развитии речевого аппарата играет мелкая моторика пальчиков. Занятия на ее усовершенствование помогут разговорить малыша. Подойдут такие упражнения:
Не стоит включать малышу телевизор, давать слушать колыбельные, записанные на телефоне. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать не запись, а материнский голос.
Родителям стоит завести дневник, где они будут записывать все важные моменты в развитии младенца, в том числе первое гуление, слоги, слова и предложения. Так можно проследить, правильно ли развивается кроха.
Автор: Оксана Белокур, врач,
специально для Mama96
Список источников:
Сын говорить начал к году, сначала слова (первое слово не мама или папа, а после вопроса «хочешь конфету?», выпалил «да». С каждым днём после этого все больше и больше слов, к полутора — предложения. Но все на татарском языке. В 2,5 отдали в садик — через неделю говорил по русски (подучивали, конечно, до этого: и книжки читали на русском и мультики смотрели, песни пели по русски). Но суть не в этом, а в том, что с самого рождения я с ним разговаривала даже не специально иной раз, просто муж целыми днями на работе, я одна дома с ребёнком (только переехали в новостройку, общаться не с кем, никого не знала ещё). Вот и общалась с малышом всегда и везде. Помню, в два месяца сыну, ехали в поезде, я с ним болтаю, животных изображают, а соседка по купе своей дочере (тоже с сыном, годовалым) говорит: » вот как надо с детьми».
У нас не говорил до 3,5 лет. Проходили метод Томатиса на Tomasoft чтобы речь включилась. С рождения были проблемы с пониманием звуков, сейчас всё хорошо.
Скажу прямо — в этом вопросе очень много зависит от родителей. Регулярное общение, личный пример — все это, как нельзя, лучше способствует скорейшей социализации малыша и развитию его речевых навыков. Общаемся с ребенком часто и долго, причем, без всяких сюсюканий, нормальными словами, как со взрослым, и плоды не заставят себя долго ждать… Чтение книжек тоже будет весьма кстати…
Все дети разные! У меня сын заговорил в полтора года предложениями, а дочка в 2 года ещё «бэ-мэ», ей ставили задержку речи и задержку развития (ОНР-1). Зато сейчас дочь отличница (уже 6-ой класс), а сын с двойки на тройку перебивается и ЕГЭ на носу. Так что всё относительно.
Мои оба ребенка начали говорить членораздельно примерно в два года. Хотя дочка и старше, но по мере взросления начала говорить уже с года и пяти месяцев, это были простые слова типа «на, дай, мама , папа» . Но и то слова были не четкие, но разобрать было можно. Сынуля те же самые слова начал произносить почти в два года. Каких либо задержек в развитии нет, все идет по норме. Конечно все зависит от родителей и от того насколько они детям уделяют времени.
Моя дочка стала говорить внятно ближе к двум годам, до этого были какие-то слоги, мычания и калябаля, которые очень сложно было разобрать. Я всегда удивлялась как малыши понимают друг друга , особенно смешно смотреть , когда две малышки года отроду, садятся на диванчик и начинают разговаривать о чем да так еще с эмоциями)). Ребенок будет говорить в любом случае . если им заниматься и не запускать. Читать ему книжки , показывать животных, включать звуки .