В современных условиях невозможно замалчивать тему секса. Понимая необходимость такого разговора, родители зачастую не знают, когда и как говорить с ребенком «об этом», стоит ли называть вещи своими именами.
Сексологи и психологи уверены, что строить беседу нужно индивидуально, ориентируясь на характер, импульсивность и скорость созревания детей. Даже с близнецами придется общаться по-разному. Но набор тем для разговора и выбранный тон должны быть схожими, соответствующими возрасту.
Сексуальное просвещение детей должно быть направлено на правильное восприятие и понимание своего тела, половых особенностей и взаимоотношений полов. Ребенок и так рано или поздно узнает, откуда берутся дети и чем девочки отличаются от мальчиков — спросит у родителей или додумается сам. Но с вопросами: «что делать, если кто-то трогает против воли» или «как правильно подмываться», чадо вряд ли обратится.
Поэтому психологи подчеркивают, что цель сексуального образования не в том, чтобы рассказать про пестики и тычинки. Задача родителей — донести до ребенка важность соблюдения гигиены, сохранения здоровья и поддержания безопасности отношений.
Доказано, что обучение основам сексуального поведения:
Сексуальное воспитание не развращает, как считают противники такого рода просвещения. Наоборот, грамотно преподнесенная информация в доступных выражениях формирует правильное восприятие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Согласно большинству рекомендаций, с мальчиком половые вопросы обсуждает папа, с девочками – мама. Помимо родителей, просветительские функции на себя могут взять бабушка с дедушкой, старшие родственники.
Говорить с ребенком о сексе можно в любом возрасте. Лучшее время для начала такого просвещения — первые вопросы о том, откуда берутся дети и пристальное внимание к своему телу.
Это возраст половой идентификации, когда ребенок различает свой пол, видит его особенности. Объяснения в этот период должны быть простыми и короткими, без лишних уточнений.
Можно начать разговор с названия органов, объяснить, что части тела, прикрытые трусиками, чужие не должны трогать. На вопрос ребенка откуда он взялся достаточно просто ответить: «из маминого животика»
Ребенок в этом возрасте начинает осознавать гендерную принадлежность. Мальчик копирует поведение папы, девочка повторяет за мамой. Начинаются первые конфликты, связанные с разницей полов.
Сексуальное воспитание детей 7-9 лет начинают с разговора о предстоящих изменениях в теле, коротко рассказывают о взаимоотношениях мужчины и женщины, показывают, что в любви нет ничего постыдного, а в сексе грязного и непристойного. Важно, чтобы мама с папой открыто проявляли нежность и заботу, обнимались, перешептывались, целовались (в рамках приличий, конечно).
Период платонического либидо, время первой влюбленности. С девочкой пора поговорить о менструациях, объяснить, что может наступить беременность. Мальчику рассказать о поллюциях и донести мысль, что к девочкам сейчас нужно относиться по-другому: бережнее и ответственнее.
Не стоит уходить от вопросов, иначе ребенок начнет искать ответы самостоятельно. Но и лишнего говорить не стоит. Отвечать лучше коротко и неинтересно, не акцентируя внимания на сексе. Лучше уделить внимание романтической составляющей вопроса.
Пробуждение эротических мыслей, влечения к противоположному полу, появление желаний. Мальчики замечают, что у девочек есть грудь. Это возраст первых поцелуев, ласк, петтинга, возможно, мастурбации.
С подростками можно свободно говорить о гормональных изменениях, созревании организма и непосредственно о сексе, но без муссирования данной темы. Пора затрагивать темы ответственности, контрацепции, безопасности и недопущения насилия.
Сегодняшние мамы и папы в детстве вряд ли разговаривали о сексе в кругу семьи — тема взаимоотношения полов была под запретом. Поэтому сейчас родители не знают, что и как рассказать ребенку о сексе. Они не привыкли обсуждать личные вопросы открыто и не могут подобрать нужных слов.
Книги про секс могут стать дополнением к беседе. В них можно найти фразы или целые объяснения, которые трудно сформулировать самим. Но полностью заменять разговор с ребенком подкладыванием просветительской литературы нельзя. У подростка могут возникнуть вопросы, на которые он не найдет ответа в книгах и пойдет искать их в другом месте.
Нынешняя обстановка диктует нам другие правила, чем раньше: нельзя замалчивать темы о строении тела, сексе, личной безопасности. Но говорить нужно правильно:
Дети рано или поздно найдут ответы на все вопросы. Перед родителями стоит выбор, в каком виде они получат эту информацию: от сверстников, из книг и фильмов или же от них, помогающих стать взрослее и ответственнее в любом возрасте.