Чтобы научить ребенка говорить букву «р» правильно, необходимо заниматься с ним еще в дошкольном возрасте, прикладывая максимум усилий. В большинстве случаев дети справляются с этим самым трудным для произношения звуком, если уделять им внимание и ежедневно выполнять артикуляционные упражнения. По мнению логопедов, чтобы произношение буквы «р» было четким и красивым, речевой аппарат у ребенка должен быть хорошо тренированным, а амплитуда движений и вибрация языка достаточно развитыми.
Для начала следует посетить специалиста, чтобы выявить причину, по которой ребенку не удается правильно выговорить букву «р». Иногда родительской решимости и энтузиазма самостоятельно научить малыша произносить верно сложные звуки бывает недостаточно, так как причина его картавости кроется в особенностях строения речевого аппарата или других факторах.
Реклама
Реклама
Когда дети начинают говорить букву «р»?
На практике большинство букв ребенок произносит правильно уже в возрасте 5 лет или на полгода-год раньше. Исключением являются две буквы – «р» и «л». Эти сложные звуки для детей чаще становятся подвластны годам к шести. До этого времени от ребенка то и дело слышится «лыба» вместо «рыба» или «койова» вместо «корова». В окончаниях зачастую дети просто «глотают» букву «р» или произносят ее, грассируя, на «французский» манер.
Стоит задуматься об обращении за консультацией к логопеду или проведении активных домашних тренировках речевого аппарата, если ребенок в 5 лет не умеет правильно выговаривать букву «р». Детская речь в эти годы проходит основной цикл развития, становления и закрепления, поэтому повода для паники пока нет и требовать от малыша безупречного произношения еще рано.
Но и пускать процесс на самотек тоже нельзя. Если ребенок не выговаривает сложную букву «р» в 6 лет, то необходимо его речь откорректировать. Иначе произноситься картаво эта буква будет даже тогда, когда малыш станет взрослым. Специальные артикуляционные тренировки можно проводить дома или заниматься у логопеда.
Причины картавости
В отличие от взрослых, ребенку приходится учиться управлять язычком, губами и дыханием, совмещая эти действия. Для него это – большой труд.
Если малыш не говорит звук «р» правильно, то это может быть обусловлено:
физиологическим строением языка.Данная причина является самой распространенной. Подъязычная уздечка в таком случае сдерживает амплитуду движения язычка вверх, поэтому он не может достать небо. Звук «р» при этом получается картавым. Если ранее существовал хирургический метод исправления с помощью подрезания уздечки, то сегодня логопеды советуют использование специальной гимнастики для растяжения данной складки, соединяющей нижнюю часть языка с дном ротовой полости;
малоподвижностью артикуляционного аппарата, в котором главную роль играет язык.Недостаточная разговорная практика у молчунов приводит к тому, что амплитуда языка и его вибрация практически не задействуются. Таких детей сначала надо учить работе с язычком в игровой форме – достать им до носа, повертеть влево-вправо, прижать им карандашик к верхней губе и так далее. Эти упражнения устраняют вялость языка, увеличивают амплитуду его движения и укрепляют речевой аппарат;
дисфункцией фонематического слуха.Малыш, услышав речь взрослого, пытается ее воспроизвести, но при этом путает некоторые звуки – «а» и «я», «у» и «ю», «д» и «т». Во многих словах звук «р» при такой проблеме может отсутствовать вовсе;
физиологическими особенностями дыхания.В результате некоторых заболеваний – насморка, увеличенных аденоидов или сердечно-сосудистых патологий – возникают нарушения общего дыхательного процесса и, как следствие, сбои в речевом дыхании. Исправлять ребенку такие дефекты может только логопед, назначающий специальную гимнастику, развивающую нормальное произношение.
Главное – постепенность.Если ребенок только начал добиваться правильного произношения буквы «р», нельзя приступать к сложным фразам и скороговоркам. На старте необходимо поработать над простыми звуками: «ра», «ро», «ру», «ри», «ар», «ир», «ор».
Регулярные тренировки с ребенком – залог успешного развития речевого аппарата.Занимайтесь дома артикуляционными упражнениями каждый день. Редкие тренировки не дадут результата.
Гимнастика для разминки язычка должна быть интересной детям. Увлекая их рычанием, «как тигр», прятками с язычком, другими забавными сравнениями, в игровой форме начинают тренировки речевого аппарата и переходят к успешной постановке звука «р» у детей.
Все упражнения для постановки звука «р» нацелены на тренировку мышц языка. Они помогают детям почувствовать и научиться управлять его амплитудой и вибрацией, которая требуется для звука «р».
Разминка для губ и языка
Она занимает 20-25 минут, ее необходимо выполнять ежедневно:
«Заборчик» — широко улыбайтесь вместе с ребенком, одновременно считая до 10.
«Рыбка» — сложите губы «рыбкой» и продержите их вместе с малышом секунд 10.
«Дудочка» или «хоботок слоника» — губы должны быть сложены трубочкой. Указательными пальцами ограничьте рот с двух сторон. Затем направьте пальцы вперед и тянитесь губами за ними, вытягивая «дудочку» или «хоботок» перед собой, как можно сильнее.
«Лошадка» — пусть ребенок поцокает язычком, чтобы ощутить его вибрацию.
Острый язычок «иголочкой» — нужно высунуть язык вперед и задержать на 10 секунд.
Достаем язычком до верхней губы, верхнего ряда зубов, а затем прячем за зубки, прижимая его к небу.
«Чистка зубов» — проведите по ним языком влево и вправо.
«Кисточка маляра» — попросите малыша водить языком по небу от передних зубов к гортани.
«Часики» или «хулиганчик» — пусть ребенок высунет язык и поводит им, как маятником, влево-вправо.
При этом необходимо следить, чтобы вместе с языком не двигался подбородок, все действия лучше выполнять перед зеркалом.
Тренировка дыхания
Чтобы поставить звук «р» дома, необходимо с малышом в игровой форме научиться контролировать дыхание:
«Снежинка» — нужно вдохнуть носом и с усилием «сдуть» снежинку с ладошки.
«Торт для именинника» — попросите ребенка представить множество свечей на празднике и посоветуйте их погасить дыханием.
Комплекс упражнений
Для буквы «р» малышам логопеды рекомендуют следующие тренировки:
Объясните ребенку, как поставить язычок, прижав его к небу на уровне альвеол, позади верхнего ряда зубов. Затем нужно громко произнести звук «д», похожей на автоматную очередь: «д-д-д-д-д». Попросите повторить, усилив выдох, и покажите, как правильно это сделать.
Под язык положите чистый пальчик ребенка, логопедический шпатель или ватную палочку. Малыш произносит продолжительный звук «ж-ж-ж-ж-ж» и водит пальчиком сам, а специалист или родители – инструментом – влево-вправо.
Ребенок широко улыбается, открыв рот и произносит слог «з-з-з-а-а-а», а тем временем мама или логопед водит шпателем или ватной палочкой под языком. Таким образом ставят твердую «р».
Такое же действие, но вместо «з-з-з-а-а-а» нужно произносить «з-з-з-и-и-и». Если поставлена твердая буква «р», то легко усвоится и мягкая «р» из слов: «рис», «фонарь», «ряба» и других.
Если ваши тренировки не дают желаемого результата, вы не видите детей, выговаривающими букву «р» четко и правильно, то лучше обратиться к логопеду. Специалист определит не только причины картавости, но и подберет индивидуальный комплекс упражнений, наиболее действенный. Очень часто логопед за несколько минут ставит ребенку букву «р» и советует, как эффективно заниматься дома.
Автор: Екатерина Перевертнева,
специально для Mama96
Делаем самые простые упражнения, которые здесь описаны. Что-то правильно, что-то неправильно, я думаю. Когда были у педиатра на приёме с ребёнком, я спросила про «р», так доктор ответила, что к четырем годам малыш сам научится. А вот воспитательница в саду (уже после посещения доктора) нам посоветовала посещение логопеда (есть в саду, но не все дети оказывается могут к нему попасть, нужна пройти специальную комиссию и получить рекомендации от воспитателя). Я, конечно, не буду ждать четырёх лет, а начну, вернее, начали уже делатт медкомиссию для дальнейшего прохождения Психолого-медико-педогагической комиссии (которая решит посещать логопеда (бесплатно в саду) или нет).
Нам сейчас 3,5 и не понятно при разговоре то ли получается буква «р», то ли нет. А если попросить малыша специально отдельно выговорить » р», то у него выходит, как тут пишут, на французский манер. Когда вот этот французский «р» он произносит в словах, то звучит как картавость. Попробую упражнения, если будет делать, конечно, а интересно стало, получится или нет у нас самостоятельно.
Наша доча аж до 6 лет не могла нормально выговаривать эту букву, и дело скорее было в привычке. Что мы только не делали — и сами учили, и к логопеду водили — все бестолку, а в один прекрасный день она сама как зарычала на нас, мы аж перепугались. Так что всему свое время…
Ярослава, не знаю сколько Вам лет, но Вы можете сделать это даже сейчас (если это Вам нужно, конечно). Хороший логопед ставит правильный звук «р» за 2-3 занятия, остальное — тренировка. Для логопеда взрослому человеку легче объяснить, как правильно. Но! чем мы старше, тем сложнее нам выбить из себя привычку говорить неправильно. И здесь уже только ваше упорство — больше ничего. Ведь взрослый человек может с помощью логопеда научиться правильному произношению звуков на иностранном языке, так что на родном тем более сможет
«Р» нам далось легко. У меня вообще доча начала говорить очень рано, в 9 месяцев уже рассказывала сказки. А вот «Л» нам не давалась долго. «Пошва», «Взява», злилась, плакала, но одолеть противную букву не могла. И упражнения делали, и читала она много. Пошли в школу в первый класс, учительница сразу обратила внимание на нашу картавость и направила к школьному логопеду. Хватило двух занятий! Поэтому не тяните, мамы, сразу обращайтесь к специалисту, он поможет.
у нас колики очень тяжело проходили. и массаж делала, и на животик чаще старалась выкладывать, и грелку клала на животик. ну вот когда стала давать ка...
Делаем самые простые упражнения, которые здесь описаны. Что-то правильно, что-то неправильно, я думаю. Когда были у педиатра на приёме с ребёнком, я спросила про «р», так доктор ответила, что к четырем годам малыш сам научится. А вот воспитательница в саду (уже после посещения доктора) нам посоветовала посещение логопеда (есть в саду, но не все дети оказывается могут к нему попасть, нужна пройти специальную комиссию и получить рекомендации от воспитателя). Я, конечно, не буду ждать четырёх лет, а начну, вернее, начали уже делатт медкомиссию для дальнейшего прохождения Психолого-медико-педогагической комиссии (которая решит посещать логопеда (бесплатно в саду) или нет).
Нам сейчас 3,5 и не понятно при разговоре то ли получается буква «р», то ли нет. А если попросить малыша специально отдельно выговорить » р», то у него выходит, как тут пишут, на французский манер. Когда вот этот французский «р» он произносит в словах, то звучит как картавость. Попробую упражнения, если будет делать, конечно, а интересно стало, получится или нет у нас самостоятельно.
Наша доча аж до 6 лет не могла нормально выговаривать эту букву, и дело скорее было в привычке. Что мы только не делали — и сами учили, и к логопеду водили — все бестолку, а в один прекрасный день она сама как зарычала на нас, мы аж перепугались. Так что всему свое время…
Ярослава, не знаю сколько Вам лет, но Вы можете сделать это даже сейчас (если это Вам нужно, конечно). Хороший логопед ставит правильный звук «р» за 2-3 занятия, остальное — тренировка. Для логопеда взрослому человеку легче объяснить, как правильно. Но! чем мы старше, тем сложнее нам выбить из себя привычку говорить неправильно. И здесь уже только ваше упорство — больше ничего. Ведь взрослый человек может с помощью логопеда научиться правильному произношению звуков на иностранном языке, так что на родном тем более сможет
А я так и не научилась)
«Р» нам далось легко. У меня вообще доча начала говорить очень рано, в 9 месяцев уже рассказывала сказки. А вот «Л» нам не давалась долго. «Пошва», «Взява», злилась, плакала, но одолеть противную букву не могла. И упражнения делали, и читала она много. Пошли в школу в первый класс, учительница сразу обратила внимание на нашу картавость и направила к школьному логопеду. Хватило двух занятий! Поэтому не тяните, мамы, сразу обращайтесь к специалисту, он поможет.