Формирование навыков общения начинается с первых дней жизни малыша. Речь – один из его важнейших инструментов. Развитие речи – непростой, многоступенчатый процесс, который нуждается в стимулировании задолго до того момента, когда кроха произнесет первые слова.
Развитие малыша, в том числе и речевое, имеет особенности в каждом возрасте и носит индивидуальный характер. Ускорить его и поспособствовать социальной адаптации крохи помогут упражнения для развития речи.
Развитие речи детей требует соблюдения определенных правил. Главным приоритетом раннего речевого развития ребенка становится обучение малыша правильному произношению звуков, слогов, четкому построению предложения и способности формулировать свою мысль. При этом исправление, повтор слов, которые сложно произносятся ребенком, не приносят ожидаемого эффекта. Более эффективно четкое голосовое общение с ним, упражнения и игры на развитие мелкой моторики.
Развитие правильной речи может потребовать помощи профессионального логопеда. Это касается малышей, проблемы в речи у которых наблюдаются в пятилетнем возрасте. Большинство таких дефектов можно исправить к 6 годам жизни ребенка.
Речевое развитие детей раннего возраста предполагает не только четкое, правильное произношение слов, но и понимание их смысла.
Важной задачей является обучение малыша отвечать на поставленные вопросы. Многие родители считают, что залогом раннего развития речи у детей может стать систематическое совместное прочтение книжек. Но этого не достаточно. Необходимо говорить с малышом, задавать вопросы, отвечать на них, побуждать кроху пересказывать услышанное, выстраивать диалог, выражать свои мысли. Надежными помощниками маме в этом станут коротенькие стишки, потешки, детские песенки.
Составления рассказов, коротеньких сюжетов по картинкам или комиксам как средства развития речи детей очень эффективны. Это помогает развивать логическое мышление и фантазию малыша.
В стремлении раннего обучения ребенка родители зачастую допускают ошибки, которые с точки зрения медиков и педагогов не только не способствуют формированию речевых навыков, но и тормозят их.
Специалисты рекомендуют не спешить, не приниматься за процесс слишком рьяно. «Все и сразу» — не самый подходящий принцип для этого. В попытке помочь малышу рано заговорить его перегружают информацией, общаясь с ним на нескольких языках, проговаривая бесконечные потешки и скороговорки.
Родителям в первую очередь нужно учитывать возраст крохи. Например, с ребенком до года важно говорить ласково, не спеша, улыбаясь и проговаривая слова с выражением. Даже если кроха не понимает значение слов, он изучает интонацию и мимику. Стишки и потешки для деток раннего возраста должны быть простыми.
Не нужно ориентироваться на достижения ровесников малыша. Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику. Например, речевое развитие недоношенного ребенка, рожденного в 7 месяцев беременности, может немного запаздывать по сравнению с развитием малыша, появившегося на свет в положенный срок. Особенно это актуально для деток до 2 лет.
В процессе обучения речи важно соблюдать плавный переход в этапах взросления ребенка. Когда родители в стремлении как можно быстрее развить кроху перегружают его информацией, возникает апатия к обучению. Впоследствии, взрослея, малыш не оправдывает надежд взрослых, возложенных на него, информацию в школе воспринимает сложно, не может адаптироваться к новым условиям. Для ребенка обязательно соблюдение последовательности таких периодов. Нарушение этого приведет к пробелам в получении базовых навыков.
Любое обучение, особенно раннее, предполагает игровую форму. Это правило касается и речи. Традиционной ошибкой многих родителей, у деток которых отмечается задержка речевого развития, является чрезмерное давление и манипулирование. Методика «скажи слово и получишь конфету» не работает. Давление может привести к протесту и необходимости обращения в дальнейшем не только к логопеду, но и психологу.
Речевое развитие – сложный многогранный процесс.
Основными целями его являются:
До 2 лет большинство малышей не изъясняются фразами. Общение происходит через отдельные слова, дополненные жестами. По достижении этого возраста наблюдается заметный стремительный рывок в речевом развитии ребенка. Многие «не говорящие» дети начинают активно использовать слова и обороты речи.
Можно обозначить следующие ориентировочные показатели развития речи ребенка 2 лет. В первую очередь, это понимание слов. Малышу становится понятно, о чем с ним говорят. Актуальным становится обсуждение происходящего, прошлого и будущего.
Большинство деток в 2 года способны подражать, повторять предложения, простые стишки. Кроха начинает задавать вопросы, говорить предложениями. Грамматическое построение речи не всегда правильное. Но малыш активно и охотно болтает, обозначает словом желания и действия.
Речевое развитие ребенка 3 лет совершенствуется. Он хорошо понимает обращенные к нему слова, события, о которых говорят, но которые не изучены им на собственном опыте. Ему не сложно повторять не длинные стихи, поговорки, потешки.
Словарный запас в возрасте от 2 до 3 лет приближается к 1500 слов. Малыш начинает изъясняться сложными предложениями. Развиваются навыки пересказа услышанного либо произошедшего.
Произношение звуков может быть почти чистым. Как правило, отсутствует звук «р» и шипящие. Иногда малыш пропускает звуки либо переставляет слоги в слове местами.
Это средние показатели развития речи ребенка. Важно заметить не то, соответствует ли развитие крохи им, а то, наблюдается ли положительная динамика в освоении навыков речевого общения.
Задержка речевого развития у детей раннего возраста (ЗРР) поддается профессиональной коррекции. Поэтому важно своевременно распознать ее.
ЗРР можно определить по следующим сигналам:
Задержка развития речи требует коррекции в раннем возрасте. Если после двух лет мама наблюдает тревожные признаки, лучше обратиться за консультацией специалиста. В некоторых случаях для устранения проблемы достаточно простых упражнений.
Если малыш не заговорил к 5 годам, причиной может быть задержка психоречевого развития у детей. В таком случае необходимо установить факторы, спровоцировавшие это состояние, ребенку требуется медицинская помощь и специальные занятия с логопедом и дефектологом.
Главным, можно сказать «волшебным» средством речевого развития является постоянное общение с малышом с первых дней его жизни. Те, кто считают разговор с младенцем пустым занятием, заблуждаются. Ребенок будет повторять слова тогда, когда постоянно их слышит. Когда кроха подрастет, в общении с ним нужно постоянно называть предметы, объяснять свои и его действия. Помочь малышу освоить речь может постоянный диалог с ним.
К эффективным средствам развития речи относятся детские стишки, песенки, сказки. Нужно подобрать подходящие для малыша по возрасту. Книги для деток раннего возраста должны быть красочными. С их помощью кроха знакомится с окружающим миром, изучает животных, природу, разучивает первые стишки.
Речевое развитие находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Поэтому особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Можно практиковать игры для развития речи. Например, спрятать игрушку в каком-то месте и попросить кроху отыскать ее, описав, где она находится, в форме подсказок.
Подготовка к школе предполагает высокие требования к развитию речи. В первом классе умение пересказывать прочитанный материал, устно отвечать на поставленные вопросы определяет успех в обучении.
В случае отсутствия такого навыка учитель может решить, что ученик не усваивает материал, а малыш, в свою очередь, может думать, что его необъективно оценивают. Поэтому родители за год до школы должны помочь ребенку научиться выступать перед слушателями, пересказывать прочитанное, вести диалог.
Если у ребенка имеются дефекты произношения, заикание, необходимо устранить их до начала обучения в школе.
В этом возрасте основным инструментом развития речи по-прежнему остается постоянное общение с малышом. Важно обсуждать в семье, как ребенок провел день, что нового он узнал. Большую роль в речевом развитии играют книги. Если в домашней библиотеке книг не много, можно посетить городскую. Атмосфера, царящая в ней, может способствовать развитию интереса к самостоятельному чтению.
В этом возрасте следует развивать ораторское искусство. С этой целью с ребенком разучивают стихотворения, совместно придумывают истории, играют в слова.
Развитие речи в начальной школе предполагает правильное произношение всех звуков и обучение ребенка звуковому анализу. Это помогает быстро освоить навыки правописания. Если в этом возрасте еще не исправлены какие-либо дефекты речи, следует работать над их устранением.
Первоклассник знакомится с тем, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, а слоги из звуков. Он учится проводить анализ слов и читать, отвечать на поставленные вопросы, грамотно писать. В этом возрасте ребенок должен анализировать форму изложения и содержание ответов на поставленные вопросы.
Развитие речи в начальной школе неразрывно связано с получением им информации об окружающем мире, его наблюдательностью, ростом культуры.
Книги – надежный помощник в быстром развитии речи. Уже во втором полугодии своей жизни кроха с интересом разглядывает яркие картинки и слушает мамины рассказы. Такой интерес обязательно нужно использовать для речевого развития. Когда мама описывает картинку, пополняется словарный запас ребенка.
Книги по развитию речи малышей раннего возраста и дошкольников красочно иллюстрированы. Как правило, основные успешные проекты представлены тематическими сериями. Например, транспорт, семья, домашние животные и т. д. На первых порах достаточно совместного разглядывания картинок. Малышей постарше можно попросить рассказать, что они видят в книге, ответить на вопросы.
Есть книги по развитию речи и для детей, и для родителей одновременно. Это сборники упражнений, например:
Кроме книжек, можно использовать различные логопедические пазлы, альбомы с наклейками, игры с карточками и кубиками.
Развитие речи — сложный многогранный процесс, требующий терпения, внимательности, системного подхода и доброжелательности со стороны родителей. Он станет успешным для малыша при условии соблюдения определенных правил взрослыми. Если в ходе освоения речевых навыков у крохи возникают сложности, не стоит паниковать. Обращение за квалифицированной помощью в раннем возрасте помогает устранить большинство речевых проблем до поступления в школу.
Автор: Вероника Иванова,
специально для Mama96.ru
Спасибо за упражнения, возьму в закладки. Невролог назначила курс уколов кортексин и посоветовала такие упражнения поискать. Надеюсь, в комплексе эффект будет хорошим и сын начнет говорить, а то 3 года исполнилось и все никак(