Речь является одним из главных показателей развития ребенка. От нее зависит познание окружающего мира, развитие интеллекта и психики, социальная адаптация. Различные факторы могут нарушить процесс формирования речевых навыков на любом этапе развития. Если ребенок не говорит, то растерянные родители сталкиваются с огромными медицинскими и педагогическими проблемами. Поэтому так важно вовремя заметить отставание и принять необходимые меры для его преодоления.
Причины нарушения формирования речи могут быть различными. На развитие этого навыка влияют внутренние и внешние факторы.
Дефицит внимания родителей пагубно сказывается на развитии речи. Например, с ребенком не разговаривают, мало играют, а живое общение заменяет постоянно работающий телевизор. В такой ситуации малыш не будет хотеть словесно контактировать, хотя может цитировать телевизионную рекламу, мультфильмы.
Взрослые заняты выяснением взаимоотношений, говорят на повышенных тонах, кричат друг на друга. Это пугает ребенка, у него нет желания общаться с родителями. Негативная реакция развивается, если близкие говорят быстро, не стараясь, чтобы он их понял.
Отсутствие потребности в речи может сформироваться и при чрезмерном внимании взрослых, когда родители угадывают, опережают любую потребность малыша. Это лишает его необходимости учиться выражать желания с помощью слов.
Задержка в становлении речи часто наблюдается в двуязычных семьях. Малыш постепенно осваивает оба языка, но это занимает много времени. Чтобы не доставлять себе лишних тревог, родителям, общаясь дома, нужно говорить на одном языке.
Нельзя постоянно навязывать навыки правильной речи. Когда родители медленно, членораздельно говорят фразы и слова, а потом навязчиво требуют их повторить, это может обернуться отказом малыша разговаривать вообще.
Сильный стресс, испуг, жестокое обращение, резкая перемена социальной среды (раннее начало посещения детского сада, переезд) часто вызывают психологические нарушения. Даже имея речевые навыки, ребенок отказывается вступать в словесный контакт, выражая протест против окружающей обстановки.
Задержка формирования речи может быть обусловлена физиологическими причинами. Чаще всего к этому приводят:
Нужно учитывать наследственность, половую принадлежность (мальчики начинают говорить несколько позже), а также индивидуальные особенности.
Каждый педиатр интересуется, когда заговорил ребенок, так как это один из главных показателей психического развития. Если вовремя не заметить задержки речи и не обратиться к специалисту, то с течением времени справиться с этим будет все сложнее.
Нейронные связи, отвечающие за понимание и произношение слов, могут постепенно ухудшаться. Это неизбежно приведет к задержке не только речевого, но и умственного развития, лишит человека социальной адаптации, в результате могут возникнуть психические проблемы. Подробнее о задержке речевого развития→
Начинать всегда нужно с педиатрического осмотра. Далее, детский доктор определит, осмотр каких специалистов необходим.
В возрасте 1 года малыша осматривают невролог, отоларинголог, окулист. Это поможет выявить последствия внутриутробных нарушений или родовой травмы.
Позже при отсутствии речи основными консультантами являются невролог, психолог, логопед. Результаты проведенных тестов на соответствие речевого развития возрастной норме крайне важны для определения лечебной тактики.
Если ребенок в 2 года не говорит, он должен быть обследован у дефектолога. С 3 лет при отсутствии речи обязательны осмотры психоневролога, стоматолога. В 4 года логопед поможет скорректировать неправильное произношение отдельных звуков.
Можно выделить предречевой и речевой периоды. Первый из них начинается с момента рождения.
Уже в первый год жизни малыша мама должна контролировать, реагирует ли он на окружающий мир. В норме присутствуют следующие этапы:
Речевой этап начинается с 1 года. К этому времени кроха знает свое имя, 10-15 простых слов, пытается повторять новые слова, с которыми к нему обращаются взрослые.
С 1 года до 2 лет проходит очень важный период становления речи. Малыш учится говорить простейшими фразами, расширяет словарный запас до 200-300 слов, начинает употреблять в речи множественное число, глаголы, задает вопросы («что?»).
После двух лет он должен понимать содержание сказок, стихов, называть цвета, свойства предметов. В три года речь более развитая, используются падежи, времена, предлоги, местоимения.
В 4-5 лет малыш охотно вступает в диалоги, пересказывает увиденное или услышанное. В задаваемых взрослым вопросах акцент переносится на «почему?».
Участки коры головного мозга, ответственные за речь и движения пальцев рук, тесно взаимосвязаны. Чем больше у детей задействована мелкая моторика, тем лучше работает область головного мозга, которая обеспечивает дикцию, память.
Поэтому полезно вместе с малышом перебирать крупу, чистить вареные яйца. Эффект имеют совместные игры с использованием детского конструктора Лего, собирание мозаики, пазлов. Дети с удовольствием учатся шнуровать ботинки, завязывать узелки, раскрашивать картинки, лепить из пластилина.
Развитие речевых навыков идет поэтапно. Любой патологический фактор, воздействующий на определенный период речевого развития (болезнь, сильный стресс), может остановить его.
До года малыш переживает очень важный период формирования речи. Уже с 1 месяца мать должна ласково обращаться к нему, чаще называть по имени, стараясь вызвать ответный лепет. От отдельных звуков, лепета и гуления, характерных до 6-месячного возраста, к 1 году кроха переходит к произношению отдельных слогов.
Критическим можно назвать и годовалый возраст. Постепенно формируется речь, состоящая из одинаковых слогов, односложных слов. Ощутимые изменения происходят в возрасте 2-3 года: с двух лет малыш может выражать свои желания с помощью фраз, с трех лет – говорит предложениями. Если этапы становления речи не соответствуют возрастным нормам, стоит обратиться к специалистам.
Если ребенок в год не говорит, необходимо обследование у невролога, отоларинголога, окулиста. Родители должны больше общаться с ним, петь с ласковой интонацией однотипные слоги: ма-ма, ба-ба.
Если малыш не заговорил в два года – помогут занятия с дефектологом, активное стимулирование родителями речевых навыков. Ребенок не хочет говорить в 2,5 года – педагогическая и логопедическая коррекция должны быть продолжены.
Когда ребенок в 3 года не говорит, проводятся консультации невролога, отоларинголога, логопеда. Необходимы пальчиковые игры, ненавязчивая стимуляция общения, логоритмика, логомассаж, занятия по расширению словарного запаса.
Не решена проблема в 4 года – проводится полное обследование, чтобы выяснить, почему ребенок не говорит. Обязательным является использование комплекса психолого-педагогических и коррекционных мероприятий на фоне медикаментозного лечения. Отсутствие речи старше 5 лет – необходимо углубленное медико-педагогическое обследование с участием дефектолога и психоневролога.
Терапия зависит от результатов обследования и выставленного диагноза. Медикаментозное лечение включает препараты из различных лекарственных групп:
Из немедикаментозных средств эффективны: массаж, особенно головы и воротниковой зоны, иглорефлексотерапия, электропроцедуры, магнитотерапия. Важны занятия с дефектологом, логопедом.
Для нормального речевого развития нужно постоянно заниматься с детьми дома.
Как происходит расширение речевой среды:
Большое значение имеет улучшение мелкой моторики. Важна доброжелательная обстановка в семье, нужно говорить с малышом ласково, вызвать ответную улыбку, смех.
Очень полезны дыхательные упражнения. Вместе с ребенком нужно выдувать мыльные пузыри, задувать горящую свечу, дуть на одуванчики. Это развивает органы речи.
Эффективна артикуляционная гимнастика: перед зеркалом малыш повторяет за взрослым различные мимические упражнения – высовывает язык, вытягивает губы трубочкой, надувает щеки, широко улыбается. Надо, чтобы процесс сопровождался звуками, попытками произнести слова.
Существуют книжки-ступеньки, которые помогут постепенно осваивать речевые навыки. Они прекрасно оформлены, яркие цвета привлекают внимание ребенка. Рассматривая картинки, мама должна называть предметы, потом ненавязчиво просить повторить название, прокомментировать изображение.
Некоторых детей занимает разглядывание фотографий. Это также поможет разговорить ребенка. Нужно спросить, кого он видит, что делает, где находится сфотографированный человек.
Очень полезны развивающие музыкальные игрушки. Помогает пение детских песенок, стишков. Лето – благоприятное время для улучшения общения, этому способствуют игры на свежем воздухе, знакомство с природой.
Если речь плохо развита в 4-5 лет, эффективны ролевые игры, разучивание скороговорок, пословиц. В интернете можно найти развивающие компьютерные игры, способные побудить детей говорить активнее.
Стимулирует речь общение с домашними животными. В любом случае важно заниматься тем, что интересно ребенку. Полезно вести дневник, в котором фиксируются достижения малыша.
В любом возрасте нельзя ограничивать ребенка в общении. Нужно больше разговаривать, употреблять простые, понятные слова. Задав вопрос, нельзя торопить с ответом, иногда полезно ответить за малыша, он запомнит и потом повторит.
Нельзя кричать, в грубой форме указывать на неверное понимание или произношение слов. Нельзя наказывать за плохую речь, нежелание говорить.
Обучать речи нужно поэтапно. Не форсировать процесс, стремясь, чтобы ребенок быстро преодолел отставание от сверстников. Родители должны двигаться от простого к сложному, переходить от рассматривания картинок в книжке к пальчиковым играм, занятиям с конструктором. Подробнее о конструкторе для детей разного возраста→
Не нужно сравнивать речевые способности детей, упрекать ребенка, что он хуже кого-то. Также нельзя поощрять использование слов-паразитов, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Каждый малыш уникален, имеет свой темп развития. Но, видя явно запоздалое формирование речевых навыков, родителям нужно вести себя активно. Необходимо обратиться к педиатру, получить консультации специалистов и начать выполнять врачебные рекомендации. Но основная роль принадлежит обучению в домашней среде.
Папа и мама должны понимать, что становление речи потребует много терпения, времени, сил, изобретательности. Не надо ждать быстрого результата, в итоге все усилия положительно скажутся на развитии и принесут свои плоды. Главное – заниматься и быть уверенными в успехе.
Автор: Ольга Щепина, врач,
специально для Mama96.ru
Разговорить дочку помогли занятия на мелкую моторику, массаж шейно-воротниковой зоны, прием лецитина и уколы кортексин. В итоге заговорила в 3,2 года через 2 месяца после начала лечения.