О достижениях современной медицины в лечении аутизма и задержки речевого развития беседуем с врачом неврологом, эпилептологом, заведующей НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» Килиной Еленой Вячеславовной.
— Елена Вячеславовна, когда ребенок должен начать говорить?
— Педиатры выделяют нормы речевого развития применительно к каждому возрасту. Так, к концу первого года жизни ребенок должен знать название нескольких предметов и произносить до 10 облегченных слов. К завершению второго года малыш должен строить фразы и короткие предложения. Словарный запас должен вырасти до 50 слов. И так далее. Однако речевое развитие каждого ребенка индивидуально и не всегда малыш вписывается в нормы.
Существует и обратная сторона медали. Родители часто недооценивают серьезность ситуации, если чадо с трудом произносит несколько слов, в то время как другие дети вовсю составляют длинные предложения. Придет время – нагонит сверстников. Увы, так происходит не всегда. Тревогу начинают бить только в младшем школьном возрасте, когда задержка речевого развития становится очевидна, возникают серьезные проблемы с обучением, с формированием межличностных отношений. Раз за разом сталкиваясь с неудачами, ребенок замыкается и становится агрессивным…
Оказывается, дело может быть вовсе не в «тихом» характере или ленности. Задержку речевого развития могут спровоцировать тяжелые роды, скрыто перенесенные инфекции, не выявленная гидроцефалия, органические поражения органов слуха… В результате страдают те зоны мозга, которые отвечают за речь и способность к обучению. Другим распространенным заболеванием в наши дни стал аутизм. Ребенок с задержкой речевого развития и дети аутисты нуждаются в своевременной медицинской помощи. Если не скорректировать проблему вовремя, возможно грубое отставание в развитии.
— Так когда стоит бить тревогу, на что должны обратить внимание родители?
— Грань между индивидуальными особенностями речевого развития и серьезной патологией может определить только опытный невролог, вооруженный современными технологиями. Вот почему так важно регулярно показывать ребенка врачу в первый год жизни, в период становления нервной системы.
К сожалению, не в каждом частном медцентре сегодня представлена достаточная диагностическая база, что уж говорить о муниципальных поликлиниках. Тем не менее, передовые технологии для ранней диагностики нервной системы становятся все более доступны. В челябинском НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» представлено уникальное для Уральского региона оборудование для исследования мозга. Диагностика с вызванными потенциалами позволяет уже в младенческом возрасте обнаружить возможные отклонения в становлении нервной системы, оценить уровень поражения и сделать прогноз дальнейшего интеллектуального и речевого развития. Передовая технология предоставляет расширенный объем объективных данных о работе самых глубоких нервных структур, недоступных другим методам исследования, в том числе ЭЭГ.
Диагностика с вызванными потенциалами позволяет врачу определить природу задержки речевого развития: связана ли она с органическими нарушениями органов слуха или вызвана патологией соответствующих зон мозга. В зависимости от этого и будет подбираться соответсвующая схема лечения.
Чем раньше будет поставлен диагноз, тем проще скорректировать обнаруженные отклонения. Если приступить к лечению уже на первых месяцах жизни, вполне вероятно, болезнь уже никак не проявит себя в дальнейшем.
Уникальная диагностика мозга с вызванными потенциалами неоценима для промежуточного контроля назначенного лечения. Это позволяет оценить эффективность назначенной терапии и существенно сэкономить и время, и расходы родителей.
— Каким образом лечатся аутизм и задержка речевого развития?
Современная медицина готова довольно успешно корректировать патологии нервной системы, способные привести к задержке речевого развития. Детей аутистов можно адаптировать к самостоятельной жизни, сформировать у них необходимые навыки, снизить порог агрессии и прочие проявления болезни.
Блестящих результатов позволяют добиться инновационные аппаратные технологии. Как показывает клиническая практика, именно им, а не медикаментозному лечению стоит отдавать предпочтение.
Например, стимулировать развитие пораженных нервных структур без лекарств и побочных эффектов от их приема помогает биоакустическая коррекция мозга. Воздействовать на патологически измененные зоны мозга можно и микротоками через биологически активные точки на поверхности тела – так работает чрезкожная микротоковая рефлексотерапия.
Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация также помогает наладить правильную работу ЦНС. Все эти методики абсолютно безболезненно и легко переносятся детьми любого возраста. Инновационные аппаратные технологии при своевременно начатом лечении обеспечивают довольно высокие результаты. Эти методики не просто подавляют неприятные проявления болезни (агрессию, гипервозбудимость, плохой сон, гооловные боли т.д.). Они устраняют саму причину болезни и ее симптомы уходят из жизни малыша самостоятельно. Например, только нормализовав выработку ликвора, можно добиться снижения повышенного внутричерепного давления и дать соответствующим структурам мозга развиваться, как положено.
Ускорить речевое развитие и становление правильных речевых навыков помогут развивающие методики: музыкальные тренировки по методу Томатиса, логопедические компьютерные программы для профессионального применения, занятия на стабилоплатформе и т.д. В результате малыши даже с серьезными неврологическими заболеваниями имеют шанс восстановиться и приступить к занятиям по общеобразовательной программе.
— Как правильно выбрать медицинский центр и какой схеме лечения довериться?
Я бы советовала отдавать предпочтение тем медицинским центрам, где представлен богатый спектр применяемых технологий лечения. Всегда хорошо, если в арсенале у врача есть выбор. Ведь каждый ребенок уникален. И то, что поможет одному, другому может оказаться бесполезным. А значит — будет упущено драгоценное время на пути к выздоровлению. В этом смысле центры монометодики остаются в проигрыше. Также я бы обратила внимание на лечащий персонал.
Как практикующий детский врач я отлично понимаю, как важно наблюдать развитие ребенка под контролем специалистов различного профиля. Согласитесь, удобно если малыша ведут с первых месяцев жизни, знают и учитывают особенности его развития, истории болезни, если собрать медконсилиум по спорным вопросам не составит труда. Задача любого детского медучреждения сохранить хрупкое здоровье маленького пациента на долгие годы вперед!
Нам помогли. Диагноз ЗРР с аутическими элементами. Ребенок плохо говорил, в основном простыми предложениями. замкнутый был, карпизным, иногда агрессивным.
После лечения (Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация -10; биоакустическая коррекция, ТОМАТИС). ПОсле лечения стал говорить больше, стали более развернутые предложения, стал более контактным, не капризничаешь. Очень отзывчивый персонал, выкладывается на 100%. Особый подход к детям и методы, таких нигде не встречали.
Прочитала статью на сайте в день публикации. Очень заинтересовалась методиками, так как у моей дочки задержка речевого развития. Посмотрела описание методов в интернете, но всеравно есть вопросы по транскраниальной и трансвертебральной микрополяризации. На какой результат можно расчитывать после лечения? Есть ли статистика по ЗПРР?
Если кто-то проходил такое лечение — отпишитесь пожалуйста, что вы думаете о методе? Кому помогло?