Многие мамы жалуются на то, что их ребенок принес плохие привычки из детского сада. Несмотря на развитую речь и словарный запас, дети начинают раговарить слогами («ди» вместо «отойди»), перенимают агрессивное поведение сверстников или повторяют за ними ругательства.
Подобное поведение для этого возраста норма. Подражание – психологический механизм адаптации ребенка. Это важный этап развития, который позже сменится другим механизмом адаптации – идентификацией с родителями или другим значимым взрослым (в 4-8 лет). Как же пережить родителям нормативный, но непростой период в развитии ребенка? Разберем популярные проблемы и методы борьбы с ними.
Ребенок с правильной речью повторяет слова ребенка с логопедическими проблемами. Например, вместо «кошка» говорят «коська».
Чем вредно: проблемами с речевым развитием – понадобится помощь логопеда.
Как бороться: каждый раз поправлять ребенка и говорить, что копирование чужой речи не идет ему на пользу. Объясните, что подобное произношение – результат проблем, а не забава.
Важно сохранять тактичность, чтобы у ребенка не сформировалось негативного отношения к тому, кто имеет логопедические проблемы.
Не чистить зубы и не мыть руки, плеваться, вытирать рот футболкой – все, что в настоящее время считается «крутым» или забавным среди детсадовцев.
Чем вредно: превратится в устойчивую привычку, перерастет в неряшливость как черту характера.
Как бороться: объяснять ребенку, что это некрасиво, в вашей семье так не принято. Говорите, что вам неприятно находиться рядом с ребенком, когда он так ведет себя. Но! Не стыдите дошкольника, не называйте его неряхой. Подробнее о том, как привить ребенку навыки личной гигиены →
Большинство таких «трендов» проходят сами собой – нужно набраться терпения.
Если ребенок замахивается на кого-то дома, значит, в детском саду кто-то из детей или воспитатель делает то же самое.
Чем вредно: сформируется привычка решать все разногласия кулаками, что приведет к проблемам с социализацией в дальнейшем.
Как бороться: проанализируйте, когда возникает агрессия, с чем это связано:
В любом случае нужно объяснить ребенку, что такое поведение не решает, а только усугубляет проблемы.
Не забудьте проанализировать психологическую атмосферу в своей семье. Возможно, привычка взялась не из садика. Может быть, вы подали дурной пример или спровоцировали ребенка на агрессию? Если уверены, что нет, то ищите проблему в отношениях с детсадовцами или воспитателем.
Попытка привлечь внимание и заслужить авторитет в кругу сверстников.
Чем вредно: проблемами с построением взаимоотношений, настоящей дружбы, а потом и любви.
Как бороться: объяснять ребенку, что общение и игры важнее, чем игрушки. Учить дружить и взаимодействовать со сверстниками и привлекать внимание задумками и качествами, а не материальными благами.
Для ребенка это вариант самоутверждения и средство в борьбе за внимание педагога (авторитета). Сдавая с потрохами другого ребенка, он говорит: «А я лучше него. Я хороший».
Чем вредно: формированием привычки самоутверждаться за счет других людей, добиваться успеха не за счет своих достижений, а за счет неудач окружающих.
Как бороться: каждый раз объяснять ребенку, что нужно следить за своими поступками и отвечать только за них.
Однако здесь важно не запугивать и не стыдить ребенка – есть ситуации, о которых необходимо рассказывать взрослым, помните об этом и объясните ребенку разницу.
Матерные или любые грубые, оскорбительные слова.
Чем вредно: проблемами во взаимоотношениях с людьми, ограниченным словарным запасом, проблемами в речевом развитии.
Как бороться:
В большинстве случаев дети даже не понимают смысл ругательств – просто повторяют и смеются вместе с другими детьми.
С настоящим курением редко приходится иметь дело, чаще «сигаретами» выступают веточки или бычки, подобранные на улице. Вот последнее особенно опасно.
Чем вредно: ребенок может заболеть. Игра в курение еще не говорит о том, что подручные средства с годами обязательно трансформируются в настоящие сигареты (хотя это тоже нужно учесть), а вот заразиться чем-то от подобранных бычков можно.
Как бороться: рассказать о рисках, болезнях. Напомните ребенку случай из его жизни (если было что-то подходящее). Например, напомните о том, как болел животик недавно, или как рвало при ротавирусной инфекции. Скажите, что из-за новой привычки может случиться то же самое.
О вреде курения тоже важно сказать и подчеркнуть, что для вашей семьи это неприемлемо. Не забывайте о личном примере.
Ребенок «умничает», читает нотации, всех поправляет. Скорее всего, привычка заимствована у воспитателя, а не у других детей из садика.
Чем вредно: потерей родительского авторитета.
Как бороться: укреплять родительский авторитет. Обозначьте правила и нормы в отношениях с родителями. Например, вы можете сказать, что замечания в такой форме – это неуважение. Да, родители могут ошибаться, но если ребенок хочет вам что-то сказать, то это нужно сделать спокойно, без нравоучительного тона.
Нельзя кричать на ребенка, ругать и наказывать его, запрещать в форме «потому что я так сказала» – ребенок все равно будет повторять за сверстниками.
Но и игнорировать происходящее нельзя. Выразите свое недовольство, потому что молчание воспринимается ребенком как поддержка, разрешение.
А также нельзя изолировать ребенка от социума, даже если вы заметили явный вред детского сада. В школе, университете и взрослой жизни он столкнется с разными людьми. Для него же будет лучше, если еще в садике он научится подобному взаимодействию. По сути, детский коллектив – это прототип взрослого общества, ведь сверстники вашего ребенка копируют своих родителей.
Необходимо набраться терпения и мудрости, подробно объяснять ребенку вред каждой привычки и ждать, когда это пройдет.
Научиться курить в садике?-это не правда……воспитатель постоянно прививает детям здоровый образ жизни и по плану каждый год в апреле проходит неделя здоровья, где детям показывают как важно заботиться о своем здоровье, а о вреде курения говорится всегда и не один воспитатель не допустит чтоб на территории садика кто-то курил. Бред, а не статья.
Сейчас хороших воспитателей, как, впрочем, и учителей в школах днём с огнём не сыскать. Именно поэтому воспитанию в семье нужно уделять большое количество времени. Если ребёнком занимаются родители, он не принесёт в дом негатив или дурные привычки из садика, они для него изначально будут непреемлемы. А у нас беда в том, что родители заимели себе игрушку, кинули её на кого-нибудь ( садик, школа), лишь бы не мешал — и всё на этом. А потом удивляются, почему из ребёнка выросло не то, что они себе представляли.