Нарушение речи, агрессия и ругательства. Как детский сад портит детей и что с этим делать

Рубрика: Журнал

Многие мамы жалуются на то, что их ребенок принес плохие привычки из детского сада. Несмотря на развитую речь и словарный запас, дети начинают раговарить слогами («ди» вместо «отойди»), перенимают агрессивное поведение сверстников или повторяют за ними ругательства.


Подобное поведение для этого возраста норма. Подражание – психологический механизм адаптации ребенка. Это важный этап развития, который позже сменится другим механизмом адаптации – идентификацией с родителями или другим значимым взрослым (в 4-8 лет). Как же пережить родителям нормативный, но непростой период в развитии ребенка? Разберем популярные проблемы и методы борьбы с ними.

Коверканье слов

Ребенок с правильной речью повторяет слова ребенка с логопедическими проблемами. Например, вместо «кошка» говорят «коська».

Чем вредно: проблемами с речевым развитием – понадобится помощь логопеда.

Как бороться: каждый раз поправлять ребенка и говорить, что копирование чужой речи не идет ему на пользу. Объясните, что подобное произношение – результат проблем, а не забава.

Важно сохранять тактичность, чтобы у ребенка не сформировалось негативного отношения к тому, кто имеет логопедические проблемы.

Плохие манеры

Не чистить зубы и не мыть руки, плеваться, вытирать рот футболкой – все, что в настоящее время считается «крутым» или забавным среди детсадовцев.

Чем вредно: превратится в устойчивую привычку, перерастет в неряшливость как черту характера.

Как бороться: объяснять ребенку, что это некрасиво, в вашей семье так не принято. Говорите, что вам неприятно находиться рядом с ребенком, когда он так ведет себя. Но! Не стыдите дошкольника, не называйте его неряхой. Подробнее о том, как привить ребенку навыки личной гигиены →

Большинство таких «трендов» проходят сами собой – нужно набраться терпения.

Привычка драться, агрессия

Если ребенок замахивается на кого-то дома, значит, в детском саду кто-то из детей или воспитатель делает то же самое.

Чем вредно: сформируется привычка решать все разногласия кулаками, что приведет к проблемам с социализацией в дальнейшем.

Как бороться: проанализируйте, когда возникает агрессия, с чем это связано:

  • Если ваш ребенок становится зачинщиком драк, то подумайте, чего он сам боится (внутренняя слабость толкает на агрессию).
  • Если ребенку приходится защищаться, то установите причину конфликта и помогите ее решить, подключите педагога и психолога.
  • Если выяснилось, что воспитатель обижает детей, то нужно обращаться в вышестоящие инстанции.

В любом случае нужно объяснить ребенку, что такое поведение не решает, а только усугубляет проблемы.

Не забудьте проанализировать психологическую атмосферу в своей семье. Возможно, привычка взялась не из садика. Может быть, вы подали дурной пример или спровоцировали ребенка на агрессию? Если уверены, что нет, то ищите проблему в отношениях с детсадовцами или воспитателем.


Подумайте, не популярен ли среди детей персонаж боевика, какой-то сериал или мультфильм. Если драчливость носит шуточный характер, то помогите направить энергию ребенка в сторону спорта – купите грушу или запишите на секцию по борьбе.

Хвастовство

Попытка привлечь внимание и заслужить авторитет в кругу сверстников.

Чем вредно: проблемами с построением взаимоотношений, настоящей дружбы, а потом и любви.

Как бороться: объяснять ребенку, что общение и игры важнее, чем игрушки. Учить дружить и взаимодействовать со сверстниками и привлекать внимание задумками и качествами, а не материальными благами.

Ябедничество

Для ребенка это вариант самоутверждения и средство в борьбе за внимание педагога (авторитета). Сдавая с потрохами другого ребенка, он говорит: «А я лучше него. Я хороший».

Чем вредно: формированием привычки самоутверждаться за счет других людей, добиваться успеха не за счет своих достижений, а за счет неудач окружающих.

Как бороться: каждый раз объяснять ребенку, что нужно следить за своими поступками и отвечать только за них.
Однако здесь важно не запугивать и не стыдить ребенка – есть ситуации, о которых необходимо рассказывать взрослым, помните об этом и объясните ребенку разницу.

Ругательства

Матерные или любые грубые, оскорбительные слова.

Чем вредно: проблемами во взаимоотношениях с людьми, ограниченным словарным запасом, проблемами в речевом развитии.

Как бороться:

  • Выразить свое недовольство: «Мне неприятно слышать это слово. Оно грубое и некрасивое».
  • Не поддерживать ребенка в употреблении ругательств. Некоторые родители смеются над этим, записывают смешные случаи на видео – не надо так. Все это воспринимается ребенком как поощрение и выступает в роли позитивного подкрепления для формирования привычки.
  • Подкреплять слова личным примером: «Ты слышал, чтобы я или папа употребляли это слово? Нет, потому что оно обидное / грубое / некрасивое».

В большинстве случаев дети даже не понимают смысл ругательств – просто повторяют и смеются вместе с другими детьми.

Курение

С настоящим курением редко приходится иметь дело, чаще «сигаретами» выступают веточки или бычки, подобранные на улице. Вот последнее особенно опасно.

Чем вредно: ребенок может заболеть. Игра в курение еще не говорит о том, что подручные средства с годами обязательно трансформируются в настоящие сигареты (хотя это тоже нужно учесть), а вот заразиться чем-то от подобранных бычков можно.

Как бороться: рассказать о рисках, болезнях. Напомните ребенку случай из его жизни (если было что-то подходящее). Например, напомните о том, как болел животик недавно, или как рвало при ротавирусной инфекции. Скажите, что из-за новой привычки может случиться то же самое.

О вреде курения тоже важно сказать и подчеркнуть, что для вашей семьи это неприемлемо. Не забывайте о личном примере.

Нравоучения

Ребенок «умничает», читает нотации, всех поправляет. Скорее всего, привычка заимствована у воспитателя, а не у других детей из садика.

Вредная привычка из детского сада читать нотации
Чем вредно: потерей родительского авторитета.

Как бороться: укреплять родительский авторитет. Обозначьте правила и нормы в отношениях с родителями. Например, вы можете сказать, что замечания в такой форме – это неуважение. Да, родители могут ошибаться, но если ребенок хочет вам что-то сказать, то это нужно сделать спокойно, без нравоучительного тона.

Что нельзя делать

Нельзя кричать на ребенка, ругать и наказывать его, запрещать в форме «потому что я так сказала» – ребенок все равно будет повторять за сверстниками.

Но и игнорировать происходящее нельзя. Выразите свое недовольство, потому что молчание воспринимается ребенком как поддержка, разрешение.

А также нельзя изолировать ребенка от социума, даже если вы заметили явный вред детского сада. В школе, университете и взрослой жизни он столкнется с разными людьми. Для него же будет лучше, если еще в садике он научится подобному взаимодействию. По сути, детский коллектив – это прототип взрослого общества, ведь сверстники вашего ребенка копируют своих родителей.


Родители должны помнить о том, что подражание – это норма развития ребенка. По данным исследований М. И. Лисиной и Л. Н. Галигузовой, пик подражания сверстникам приходится на 2 года. Так дети налаживают социальный контакт. В 3-4 года ребенок уже замечает некоторые индивидуальные характеристики, а в 5-6 лет способен сравнивать себя с другими детьми.

Необходимо набраться терпения и мудрости, подробно объяснять ребенку вред каждой привычки и ждать, когда это пройдет.

Автор
(Пока оценок нет)
Загрузка...
2 комментария
  • Ната
    24 июля 2021 в 18:33

    Научиться курить в садике?-это не правда……воспитатель постоянно прививает детям здоровый образ жизни и по плану каждый год в апреле проходит неделя здоровья, где детям показывают как важно заботиться о своем здоровье, а о вреде курения говорится всегда и не один воспитатель не допустит чтоб на территории садика кто-то курил. Бред, а не статья.

  • 09 апреля 2021 в 13:57

    Сейчас хороших воспитателей, как, впрочем, и учителей в школах днём с огнём не сыскать. Именно поэтому воспитанию в семье нужно уделять большое количество времени. Если ребёнком занимаются родители, он не принесёт в дом негатив или дурные привычки из садика, они для него изначально будут непреемлемы. А у нас беда в том, что родители заимели себе игрушку, кинули её на кого-нибудь ( садик, школа), лишь бы не мешал — и всё на этом. А потом удивляются, почему из ребёнка выросло не то, что они себе представляли.

Журнал