Педагогический прикорм считают относительно новым методом кормления младенцев. Хотя на самом деле это давно известный процесс. Никаких пюре в баночках раньше не существовало и ребенку чуть не с рождения давали еду с общего стола. Так ему прививали культуру потребления пищи и связь с семейными традициями.
Педприкорм достаточно прост и не требует от мамы много труда или времени. Наоборот, этот вид питания освобождает родителей от уговоров «съесть ложечку». Однако перед его введением следует посоветоваться со специалистом, имеющим опыт применения этой техники кормления.
Термин подразумевает, в первую очередь, обучение — правилам питания, поведению за столом, умению получать удовольствие от приема пищи и ценить ее. Фактор насыщения остается на втором месте.
Концепция педприкорма основана на убеждении, что малыш должен «созреть» для получения взрослой еды: научиться сидеть, проявлять живой интерес к рациону родителей, расстаться с рефлексом выталкивания.
Маме не нужно готовить для ребенка или уговаривать его съесть пюре из баночки. Малыш получает ту же пищу, что и вся семья. Еду слегка разминают или дают небольшими кусочками, формируя навык жевания и постепенно знакомя младенца с рационом близких.
Педагогический, или естественный прикорм гармонично дополняет основное вскармливание и создает все условия для усвоения взрослой еды.
Преимущества педагогического прикорма очевидны. Ребенка не отделяют от других членов семьи, ему позволяют сидеть за общим столом и участвовать в трапезе, а затем и совместных разговорах. Так он привыкает к мысли, что еда — это серьезный процесс, а не развлечение, учится общаться.
Чуть повзрослев, малыш участвует в совместных обедах уже без помощи.
Другие плюсы педагогического прикорма:
Детей, которые выросли на педприкорме, редко приходится уговаривать поесть. У них всегда прекрасный аппетит и пищеварение, практически не бывает аллергии.
Не существует научной базы, обосновывающей пользу педагогического прикорма. Для некоторых мам это может стать причиной недоверия и отказа от методики.
Недостатки естественного прикорма:
Зачастую отсутствие ограничений (ребенок пробует, что хочет) пугает родителей больше всего. Привыкнув к рекомендациям ВОЗ и знаменитых докторов, они не представляют, как малыш сам будет решать, что ему съесть. Некоторые мамы считают часы приема пищи личным временем и отдыхом от ребенка, поэтому для них такой прикорм неприемлем.
Педприкорм — идеальный вариант для родителей, которые берегут свое время и не боятся дать малышу немного самостоятельности, позволяя выбирать еду. Эта методика подойдет мамам, приветствующим кормление по требованию и не желающим часами уговаривать ребенка съесть ложечку безвкусной массы из баночки.
Естественный прикорм хорош для детей с плохим аппетитом. Прием пищи по выбору не формирует отвращения к еде, а возможность попробовать несколько блюд стимулирует желание перекусить.
Но есть дети, которым педагогический прикорм не рекомендован. Это малыши, которые к полугоду не набрали нужный вес. Не всегда подходит свободный тип питания грудничкам на искусственном вскармливании. В этом случае лучше посоветоваться с педиатром.
Вряд ли удастся ввести такой прикорм в семье, где ни папа, ни другие родственники не соглашаются на диетическую пищу. Поэтому педприкорм нужно либо принять сразу и безоговорочно, либо вообще не практиковать.
Ребенок готов к естественному прикорму, если ему исполнилось 6 месяцев, прорезались зубки, малыш хорошо сидит и проявляет интерес к родительской еде. Но все дети разные, поэтому одни начинают пробовать взрослую пищу в 5 месяцев, а другие в 7 и позже.
Педагогический прикорм для ребенка на грудном вскармливании можно вводить немного раньше, если он к этому готов. Поддержка организма ферментами грудного молока благоприятно сказывается на переваривании и усвоении новой пищи. Поэтому взрослая еда редко вызывает расстройство кишечника или аллергию.
Практикуя педприкорм, не стоит давать младенцу витамины и микроэлементы по аналогии с баночным питанием. Грудное молоко полностью покрывает потребности младенца в полезных веществах.
По мнению педиатров, при искусственном вскармливании педагогический прикорм неэффективен и даже вреден. Однако опыт многих мам показывает, что это не так.
Малыши на ИВ, получающие взрослую пищу, прекрасно справляются с ней и хорошо себя чувствуют. Только вводить педприкорм в этом случае нужно на 2–4 недели позже (не в начале, а в конце шестого месяца).
Подсказок, которые показывают, что младенец готов к получению взрослой пищи, может быть несколько:
Если младенец находится на ИВ, не нужно форсировать события. Он сам попросит кусочек, когда захочет. Если этого не происходит, не следует заставлять есть насильно. В любом случае, проба взрослой пищи — это лишь один из вариантов прикорма.
Показывать новую еду ребенку начинают с 3–4 месяцев. Малыша берут с собой за стол, с аппетитом обедают так, чтобы он видел. Затем мама знакомит младенца с правилами поведения на кухне, готовит при нем, сервирует стол, дает играть ложкой.
Когда ребенок достигает физиологической зрелости, вводят прикорм:
Если прикорм проходит без реакций на новую пищу, порцию еды увеличивают, а набор продуктов расширяют.
Введение педагогического прикорма не имеет строгих правил, однако некоторые рекомендации нужно соблюдать:
Осваивая педагогический прикорм, следует исходить из того, что ребенку должно быть интересно за столом. Как только он начинает баловаться или безобразничать — спускают на пол и отправляют в свою комнату.
Если мама периодически позволяет себе вредные продукты, есть их нужно вдали от малыша и, конечно, не давать младенцу. Это будет не отступлением от правил педагогического прикорма, а проявлением благоразумия.
Никакой специальной последовательности или отсчитывания граммов при педприкорме нет — мы не едим, мы пробуем новые вкусы. Сколько смог съесть — столько и съел.
Однако есть рекомендации, которые нужно соблюдать независимо от того, находится ребенок на искусственном или грудном вскармливании.
Таблица — Педагогический прикорм по возрасту:
Продукты | Порция, грамм | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 12 мес. | |
Размятые овощи | 10–120 | 80–120 | 150 | 170 | >180 | >180 | >180 |
Фрукты | 5–60 | 50–60 | 60 | 70 | 70–80 | 100 | >50 |
Сухари, сушки, хлеб | 30–50 | 30–50 | 30–50 | 30–50 | 50 | 50 | >100 |
Гарнир из круп | 10–150 | 150–180 | 150–180 | 180–200 | >200 | >200 | >200 |
Масло сливочное | 3–5 | 3–5 | 3–5 | 5 | 5 | 5 | >5 |
Сок фруктовый | 10–30 | 30–50 | 30–50 | 50 | 60 | 80 | >100 |
Мясо | 10–30 | 30–50 | 50–70 | 60–70 | 70 | 80 | >80 |
Каша на молоке | 10–30 | 30–50 | 50–100 | 100–200 | 100–200 | 100–200 | >200 |
Кефир, домашний йогурт | 10–30 | 30–50 | 50–70 | 70–100 | 100–150 | 150–200 | >200 |
Творог | 10–30 | 30–40 | 30–40 | 40–50 | 40–50 | 40–50 | >50 |
Яйцо или желток | – | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | >0,5 |
Рыба | 10–30 | 30 | 30 | 30–40 | 30–50 | 30–50 | >50 |
Все, чем питается мама, через несколько часов оказывается в грудном молоке. Таким образом, малыш на ГВ уже с рождения «ест» взрослую еду, но в измененном виде. Поэтому ему можно давать любой невредный продукт со стола, но в очень небольших количествах.
Педприкорм на первых порах может вызвать неудобства. Непривычный к твердой пище младенец часто давится кусочками еды, закашливается и пугает родителей.
В этом случае маме нужно научиться различать, когда ребенок действительно не способен справиться с едой или он жует и глотает, но при этом давится. Если не проявлять бурных эмоций и не кидаться к ребенку с выражением ужаса на лице, он быстро научится справляться с твердой едой.
Другой проблемой при педагогическом прикорме может стать аллергическая реакция. При разнообразии продуктов трудно понять, что именно вызвало диатез, поэтому специалисты советуют не обращать внимания на чуть покрасневшие щечки и продолжать пробовать новую пищу. Но если легкий симптом перейдет в обширную сыпь, коросты, багровые пятна — прикорм следует отменить.
Ничего страшного, если в кале появятся кусочки непереваренной еды. Кишечник только привыкает к новой пище, ферментов еще недостаточно — к 1,5–2 годам все нормализуется.
Помимо педагогического, существует педиатрический прикорм. Второй вариант нам более привычен, но не является естественным. Ребенку дают определенные продукты в нужных количествах, вводя их строго по возрасту.
Такой вид прикорма удобен врачам, поскольку позволяет контролировать питание сразу большого количества детей одновременно. При этом выбор и желания ребенка не учитываются.
Педагогический прикорм, в отличие от педиатрического, максимально приближен к естественному типу питания и не создает психологических проблем ребенку. Этот простой и действенный «дедовский» способ позволяет ненавязчиво познакомить младенца с новой едой и создать базу для здоровых пищевых предпочтений в будущем.
Список источников: