Признаки аутизма у малышей до года, «дошкольного» и старшего возраста

Аутизм является психическим нарушением, приводящим к речевым проблемам, сложностям социальной адаптации ребенка, возникновению многих отклонений развития. Если диагностика заболевания была проведена на ранних этапах, то лечение может дать ощутимые результаты, но главными факторами воспитания таких детей являются их социализация и постоянное обучение.аутизм

В последние десятилетия в нашей стране рождается все больше малышей с аутизмом. Сегодня практически каждый педиатр имеет под своим контролем около 5 таких детей.

Основной проблемой адаптации аутистов, их воспитания и обучения сегодня является банальное отсутствие в достаточном количестве специализированных учебных заведений и квалифицированных педагогов. Поэтому все труды и заботы, в том числе и по выявлению нарушения, в большинстве случаев ложатся на плечи родителей.

Что такое аутизм

Несмотря на то, что сам термин является официальным медицинским диагнозом, во всем мире детей-аутистов, как и взрослых, не принято воспринимать в качестве больных людей. Гораздо этичнее и правильнее считать их необычными людьми, имеющими проблемы в коммуникации с внешним миром и восприятии реальности.

Нарушение разделяется на несколько видов, у каждого из которых имеются свои особенности и специфические симптомы.

Точных причин развития заболевания до сих пор не выявлено, но большинство ученых утверждают, что оно обусловлено генетическими факторами.

Мозг каждого человека в любом возрасте практически круглые сутки обрабатывает информацию извне. Восприятие мира, окружающих предметов, звуков, запахов, речи других людей происходит благодаря тому, что мозг обрабатывает сигналы, получаемые от естественных анализаторов в организме, таких как обонятельные, осязательные, слуховые, зрительные и прочие рецепторы.

Благодаря этому осуществляется нормальное восприятие мира и коммуникация ребенка с ним, то есть возможность общения, реагирования на различные раздражители, проявление эмоций.

При аутизме у детей в любом возрасте нормальное восприятие нарушено в одном или нескольких направлениях, что определяет степень патологии. Конкретные сигналы, важные для здоровых людей, аутисты обычно не воспринимают совсем или реагируют на них незначительно, но при этом заостряют внимание на том, что часто игнорируют обычные люди.

Таким образом, возникает искаженное восприятие мира у ребенка, что не может не сказываться на его поведении, общении, способностях к обучению и существовании в установленных социальных рамках.

С середины прошлого века во всем мире наблюдается тенденция прогрессирования заболевания и появления на свет все большего числа детей с врожденным аутизмом.

Признаки и особенности нарушения

У малышей до года (ранний аутизм)

Чаще всего первые симптомы нарушений у малыша замечают родители. Ранний аутизм определить сложно, поскольку выраженных признаков с момента рождения практически нет, они появляются постепенно, по мере роста новорожденного.

Первое, что замечают родители, это нежелание ребенка быть на руках, он не любит объятий матери, не реагирует на внешние раздражители, не интересуется игрушками и звуками, не пытается подражать мимике, не начинает произносить слоги и слова.

В некоторых случаях речь у ребенка формируется, создается некоторый словарный запас, но позднее этот навык утрачивается.

Иногда может показаться, что малыш не слышит слов, а обращает внимание лишь на какие-то отдаленные звуки фонового характера, на самом деле он просто не воспринимает обращение к нему, как важную информацию, но может заинтересоваться звуком проезжающего за окном автомобиля или гудком поезда.
младенец

Важным симптомом является то, что к рукам матери такие дети привыкают очень трудно. Даже кормление ребенка доставляет немало трудностей, поскольку мама, взяв малыша на руки, никак не может найти удобное для обоих положение — он либо слишком напряжен, либо находится в аморфном состоянии.

Отсутствие фиксации взгляда малыша в возрасте до года на определенных предметах и, в первую очередь, на лицах других людей тоже является симптомом аутизма. У нормального ребенка интерес к лицу матери возникает очень рано, как и к ее прикосновениям и звукам голоса.

При наличии нарушения малыш постоянно избегает не только зрительного контакта с другими людьми, но и тактильного, он не тянет ручки даже к склоняющемуся над ним человеку.

Постепенно у аутичных детей вырабатывается сильная привязанность к одному человеку, обычно к тому, кто за ним ухаживает, но связь имеет примитивный симбиотический характер, выражающийся в потребности неразделимого совместного существования.

Даже незначительная угроза расставания (нарушения связи) может спровоцировать появление непредсказуемой и часто неадекватной реакции, например, рвоты или резкого повышения температуры, проявления сильной неконтролируемой агрессии.

При этом практически любой малыш-аутист, у которого проявляются катастрофические тяжелые реакции даже на кратковременную разлуку с матерью (или иным человеком, к которому он привязан), может не демонстрировать никакого интереса к ней во время ее нахождения рядом.

Такое поведение обычно удручает родителей, вызывает сильное расстройство и переживания, поскольку для любой матери неполучение ответных положительных эмоций от ребенка подобно катастрофе.

У детей от года до 3 лет

В этом возрасте детский аутизм проявляется замкнутостью в себе, попытками отгородиться от других людей и играть в одиночестве, отсутствием эмоциональности. Такое поведение характерно для любого аутиста, он очень любит быть один и заниматься исключительно тем, что ему интересно.

Речь может состоять из отдельных слов, часто наблюдается неосознанное стереотипное повторение услышанных фраз или слов. В большинстве случаев речевой навык утрачивается к возрасту 2-3 лет, но может и сохранить на достаточно длительное время, но словарный запас будет состоять лишь из нескольких слов, произносимых неосознанно.

Аутисты очень рано учатся обслуживать себя, что позволяет им обеспечивать необходимую независимость от окружающих. К возрасту 3 лет может наблюдаться возвращение речевого навыка (при проведении регулярных занятий), но ребенок не может обособить себя и никогда не говорит о себе в первом лице. Например, вместо фразы «хочу кушать» малыш скажет «хочешь кушать» или «он хочет кушать».ребенок-аутист играет

В этот период дети с разной формой аутизма обычно начинают ходить, и здесь внимание родителей привлекает ряд особенностей. Даже при легкой форме нарушения, диагностировать которую по иным признакам бывает сложно, наблюдается постоянная ходьба на цыпочках. Часто она дополняющаяся размашистыми движениями рук, например, имитируя крылья птицы.

Большинство аутистов отличаются гиперактивностью поведения и, начав ходить, постоянно находятся в движении, которое имеет стереотипный характер. Один и тот же цикл действий может повторяться несколько часов подряд с соблюдением определенного ритма, например, шаги на месте или по невидимому контуру геометрической фигуры, раскачивания из стороны в сторону или вперед-назад, сидя на стуле.

Обычно такой ребенок выбирает одну вещь, которую практически не выпускает из рук, но часто такой «игрушкой» становится совсем, казалось бы, неподходящий предмет, например, тюбик (баночка или коробочка) от косметического средства, пустая бутылка или крышечка от нее.

Попытка отобрать этот предмет приводит к бурной негативной реакции, часто неадекватной и непредсказуемой. Другие игрушки малыш может лить кратковременно брать в руки, обнюхивать, прощупывать, трясти, но быстро теряет к ним интерес.

В этом же возрасте у аутиста формуются увлечения, которыми он может заниматься весь день, но это тоже имеет стереотипный характер. Рисование можно назвать наиболее оптимальным увлечением, и у многих малышей с таким психическим нарушением проявляется настоящий талант. Но рисуют они неосознанно, чаще всего одну и ту же картинку, иногда одним цветом.

Среди увлечений таких детей родители часто отмечают включение и выключение света или воды, нажимание кнопок на пульте от телевизора или на телефоне, открывание и закрывание дверок шкафов и т.д.

В еде дети очень избирательны, попытки накормить новым продуктом обычно заканчиваются истерикой или проявлением агрессии, направленной не только на окружающих, но и на себя. Они активно избегают общества, особенно это касается компании других детей.

Распространенным симптомом является наличие множества страхов. При легкой форме детского аутизма малыши боятся громких звуков, например, дверного или телефонного звонка, чихания и кашля окружающих, шума пылесоса или иной бытовой техники.

При расстройстве тяжелой формы практически вся жизнь малыша состоит из страхов, он может бояться выходить из комнаты или из дома, оставаться один в помещении даже на пару минут, он может испугаться нового предмета в комнате или игрушки и отреагировать весьма неадекватно и агрессивно.

В этот период дети привязываются к окружающему пространству, привыкают к нему, и смена обстановки, даже незначительная, например, перестановка стула или вазы для цветов, может вызвать появление бурной неконтролируемой истерики.

Проявляются и внешние признаки нарушения, позволяющие его определить даже посторонним людям. Отличительными чертами являются:

  • размашистая подпрыгивающая неуклюжая походка;
  • часто застывшее выражение лица с отчетливо прорисованными чертами;
  • укороченная нижняя часть лица;
  • широко расставленные глаза;
  • отсутствие эмоций (дети никогда не смеются, не улыбаются и почти никогда не плачут в осознанном эмоциональном смысле).

У детей от 3 до 7 лет

Дошкольный возраст характеризуется основными признаками, выражающимися в серьезных трудностях в плане социальной адаптации, которые в этот период выражены особенно ярко. При посещении специализированного детского сада можно отметить нежелание ребенка находиться рядом со сверстниками, агрессию и истерики при смене привычного образа жизни и окружающей обстановки.

Постепенно начинает вырабатываться определенная защитная реакция на смену привычного окружения, при этом ребенок или полностью замыкается в своем внутреннем мире, старательно избегая внешнего, или ведет себя совершенно неадекватно.
ребенок-аутист

Агрессивная неадекватная реакция может наблюдаться и при появлении в привычном пространстве чужих людей. Например, ребенок может неожиданно подбежать и ударить или укусить незнакомого человека, но эти действия могут быть направлены и на членов семьи при появлении в доме чужих людей, а также на себя.

Практически любые действия малыш выполняет по своим собственным правилам, не обращая внимания на то, что они идут вразрез с установленными социальными нормами.

У детей старше 7 лет

Аутисты школьного возраста должны посещать специализированные учебные заведения, но некоторые из них вполне способны учиться и в обычных школах, если у них не наблюдается расстройства интеллектуального развития и умственной отсталости. При обучении в обычной школе у малыша вырабатывается особый интерес к некоторым предметам, обычно среди них математика, музыка, пение, рисование, иногда и иностранные языки.

Но в любом случае у таких детей имеется дефицит внимания, им трудно сконцентрироваться на поставленном вопросе или определенном задании, что обычно не затрагивает любимые предметы. Очень часто у аутистов имеется и дислексия различных форм.

Примерно в одном из десяти случаев у аутистов проявляются действительно гениальные способности в каком-либо одном направлении, например, в живописи, рисовании, или музыке. Есть и случаи, когда такие дети показывали наличие уникальной памяти, повторяя единожды прочитанный им текст (большого объема) практически дословно.

Синдром Саванта отмечается всего у 1 % таких детей, в этом случае малыш отлично усваивает сразу несколько разных областей знаний, но при этом остальные обычно игнорирует полностью.

Аутистам со сниженными способностями к обучению или имеющими умственную отсталость желательно обучаться в специализированных школах или классах с квалифицированными педагогами. При этом выделяется некоторая закономерность — что чем хуже у малыша развита речь, тем больше агрессии к окружающим он проявляет.

Важным моментом является питание, а точнее, наличие отклонений в пищевом поведении. Дети потребляют пищу только по определенному ритуалу, принимая ее в конкретной последовательности и строго в одно время. Нарушение этого ритуала может иметь серьезные последствия, вплоть до полного отказа от еды.

Избирательность в блюдах обусловлена обычно не вкусовыми критериями, а формой продукта или его цветом. Для всех аутистов очень большое значение имеет именно внешний вид подаваемых блюд.

Тесты для выявления аутизма

Чтобы выявить симптомы заболевания, порой достаточно родителям пройти тест, ответив на ряд вопросов.ребенок

Проверка навыков коммуникации, речи, владения языком.

  1. Знает ли малыш собственное имя?
  2. Слушается ли запретов?
  3. Способен ли он выполнять простые команды и просьбы?
  4. Произносит ли слова?
  5. Говорит ли простые предложения, хотя бы из двух-трех слов?
  6. Использует ли в речи сложные многословные предложения?
  7. Имеет ли достаточный словарный запас?
  8. Осмысленную речь?
  9. Может объяснить, чего именно он хочет?
  10. Задать вопрос?
  11. Поддержать разговор?
  12. Наблюдается ли в речи логическая последовательность?
  13. Имеются ли сложности в общении с другими детьми?

Проверка навыков социализации.

  1. Замыкается ли малыш в себе?
  2. Игнорирует ли других людей, детей?
  3. Реагирует ли на обращение к себе (на свое имя)?
  4. Может ли поддерживать совместные действия? Игры?
  5. Поддерживает ли зрительный контакт?
  6. Стремится ли постоянно быть в одиночестве?
  7. Проявляет ли привязанность к родителям?
  8. Не противится ли объятиям и тактильному контакту?
  9. Имеются ли выражения эмоций (улыбки, смех)?
  10. Бывают ли резкие приступы раздражительности, истерик, агрессии?
  11. Реагирует ли на исчезновение из поля зрения родителей?

Определение познавательных способностей.

  1. Смотрит ли ребенок картинки в книжках или телевизор?
  2. Умеет раскрашивать картинки или рисовать? Мастерить простые поделки?
  3. Правильно ли играет с игрушками? И играет ли с ними вообще?
  4. Осознает ли окружающее пространство?
  5. Воспринимает ли реальность или объяснения?
  6. Проявляет заинтересованность и любопытство?
  7. Имеются ли у ребенка страхи?
  8. Исследует ли он окружающее пространство или старается сидеть в привычном месте, боясь выйти за его пределы?
  9. Адекватно ли реагирует на обычные раздражители, например, шум пылесоса?

Определение факторов физического здоровья, развития и поведения.

  1. Страдает ли малыш ночным энурезом?
  2. Понимает ли позывы к мочеиспусканию и дефекации, и идет ли при этом в туалет (на горшок)?
  3. Страдает ли поносами или запорами?
  4. Имеет ли малыш проблемы со сном?
  5. Ест очень мало или слишком много?
  6. Гиперактивный или аппатичный?
  7. Причиняет ли себе травмы?
  8. Причиняет ли травмы другим людям?
  9. Ломает ли (разбрасывает) вещи?
  10. Реагирует на звуки?
  11. Проявляет ли истерики, кричит, вопит?
  12. Страдает ли припадками?
  13. Приступами агрессии?
  14. Постоянной возбужденностью?
  15. Выполняет ли определенные действия в стереотипной форме?
  16. Реагирует ли на боль?

ребенок у мамы на руках
Этот тест предназначен для родителей, он помогает выявить симптомы аутизма, отследить динамику в процессе лечения и воспитания. Важно помнить, что поставить точный диагноз может только квалифицированный специалист.

Ваганова Ирина Станиславовна, врач

Доктор Комаровский об аутизме

Аутизм у детей - Школа доктора КомаровскогоАутизм у детей - Школа доктора Комаровского

Советуем почитать: Тесты на аутизм: разновидности и интерпретация результатов

Автор
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Оставить комментарий