Развитие ребенка в 1,5 года во многом зависит от окружения, в котором он растет. Не имея жизненного опыта, малыш повторяет действия взрослых и строит поведение исходя из эмоций близких людей. Таким образом, психическое развитие и двигательная активность детей в этом возрасте очень индивидуальны и могут отличаться от стандартных.
Для ребенка в полтора года важно чувство самостоятельности: он уже знает, куда пойти и что взять, показывает независимость и бурную реакцию на слово «нет». Часто это проявляется в сильном плаче, непослушании и даже попытках ударить или укусить на родителей. Поэтому близким придется запастись терпением и подождать, пока малыш перерастет период «самоутверждения».
Ребенок уже самостоятелен — он уверенно передвигается по комнатам, знает свои игрушки, умеет бегать и пинать мяч или бросать его вверх. Ручки, которые раньше приходилось разводить, чтобы удержать равновесие, теперь опущены вдоль тела, походка устойчивая.
К другим способностям ребенка в 1,5 года относят:
Из бытовых навыков полуторагодовалый ребенок умеет:
Начиная с 18 месяцев исчезает пухлый животик, ручки и ножки удлиняются, теряют складочки и округлость. Количество зубов у детей разное, но педиатры считают, что к этому возрасту их должно быть от 10 до 14.
Показатели физического развития в полтора года меняются быстро и неравномерно. Вес и рост ребенка в 18 месяцев зависят от наследственности и индивидуальных темпов развития.
Таблица — Средние показатели физического развития, рост и вес ребенка в полтора года:
Девочки | ||||
---|---|---|---|---|
Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | Окружность грудной клетки, см | |
Средние значения | 8,3 | 11,0 | 46,2 | 49,9 |
Границы нормы | 74,9–86,5 | 8,1–13,2 | 43,5–49,0 | 47,8–52,9 |
Мальчики | ||||
Средние значения | 82,0 | 11,7 | 47,4 | 50,4 |
Границы нормы | 76,9–87,7 | 8,8–13,7 | 44,7–50,0 | 47,4–53,9 |
Окружность груди у здорового ребенка в 18 месяцев должна быть больше обхвата головы. Этот стандарт обязателен для всех детей.
А вот рост у мальчиков и девочек в 1,5 года может не соответствовать нормам. Это зависит от питания, достаточности сна, эмоционального состояния.
Дети в полтора года начинают отдаляться от мамы, проявлять самостоятельность, исследовать окружающий мир. Им интересно все: что лежит в шкафу и стоит на полках, спрятано в ящике или повешено на стену. Появляются первые осознанные эмоции — малыш расстраивается при расставании с близкими, учится сопереживать и жалеть.
У ребенка сильное чувство собственности. Оно распространяется на все: игрушки, маму, личные вещи. Хорошее развитие речевых навыков позволяет копировать речь взрослых, звуки животных. Малыш помогает себе жестами и мимикой, пытается произносить по 2–3 слова подряд.
На втором году жизни дети понимают просьбы и требования, знают членов семьи, родственников и домашних питомцев.
Игры и занятия детей в полтора года становятся сложнее. Малыш различает величину, форму и цвет предметов, с удовольствием черкает карандашом по бумаге, собирает пирамидки и строит домики.
Ребенок в 1,5 года должен уметь выражать чувства. Он импульсивен, поэтому испытывает ничем не обоснованную симпатию или антипатию к посторонним людям.
Речевое развитие малыша заключается в умении откликаться на свое имя, реагировать на знакомые звуки, называть части тела и любимые игрушки.
Словарный запас должен составлять 30–40 простых слов, которыми ребенок пользуется при необходимости.
Развивать психоэмоциональную сферу помогает чтение сказок, совместные игры, пение и прослушивание детских песенок, разучивание стишков.
Для развития речи и обогащения словарного запаса следует называть все незнакомые предметы, объяснять, что они делают и для чего нужны или комментировать действия, выполняемые ребенком. Хороший эффект дает повторение слов за взрослыми.
Развивающие занятия для детей 1,5 лет включают:
Детям в полтора года необходима активная физическая нагрузка. Им нравится ползать, приседать, танцевать, бегать и падать. Следует предоставить такую возможность, не ограничивая движений манежем. Это поможет сформировать координацию, улучшить внимание и концентрацию, научит избегать опасностей.
Развитие двигательных навыков ребенка идет быстро — в полтора года он должен без труда делать следующие движения:
Большинство детей в полтора года с помощью взрослого умеют взбираться на невысокую горку, скатывать с нее мяч, перешагивать препятствия на полу, подниматься и спускаться со ступеньки.
Для развития двигательной активности ребенка в 1 год 5 месяцев подойдут активности:
По мере освоения движений, развития равновесия, координации и внимания игры усложняют, изменяют место и ситуацию или действующих лиц.
В полтора года ребенок должен быть привит от всех болезней. Начиная с 18 месяцев проводится ревакцинация. Малышу предстоит сделать повторную прививку АКДС против гемофильной инфекции, полиомиелита, столбняка, коклюша и дифтерии.
Перед введением сыворотки требуется посетить педиатра и сдать анализы крови и мочи. Более широкое обследование проводится в 2 года. По желанию родителей можно подойти к неврологу, стоматологу, окулисту или другому специалисту.
В нормальном развитии ребенка большое значение имеет образ жизни. Именно с ранних лет закладывается привычка к распорядку дня, правильному питанию и активному времяпрепровождению, которые в будущем принесут огромную пользу.
Малыша нужно поднимать и укладывать в одно время, не следует переносить часы кормления и прогулки больше чем на 30 минут. Строгий режим учит дисциплине, укрепляет нервную систему и улучшает интеллектуальное развитие.
Примерный режим ребенка:
Время | Режим |
---|---|
8:00 — 8:30 | Пробуждение, умывание, зарядка |
8:30 – 9:00 | Завтрак |
9:00 – 9:30 | Развивающие занятия |
9:30 – 11:30 | Прогулка |
11:30 – 11:40 | Перекус |
11:40 – 13:00 | Дневной сон |
13:00 – 14:00 | Гимнастика, подвижные игры |
14:00 – 14:30 | Обед |
14:30 – 16:00 | Прогулка |
16:00 – 17:30 | Дневной сон |
17:40 – 18:00 | Полдник |
18:00 – 19:30 | Игры, чтение, прогулка |
19:30 – 20:00 | Ужин |
20:00 – 20:30 | Спокойные игры, чтение |
20:30 – 21:00 | Подготовка ко сну, купание, умывание |
21:00 | Сон |
Ребенок к полутора годам должен уметь пользоваться ложкой и кружкой, сам сидеть за столом и спокойно есть «взрослую» еду. Домашнюю пищу можно сочетать с баночным питанием. Если малыш находится на грудном вскармливании, рацион корректируют в соответствии с количеством молока у мамы. Дети-искусственники в этом возрасте, как правило, уже обходятся без смеси.
Питание должно быть пятиразовым – 3 основных приема пищи и два перекуса (после завтрака и после обеда). Промежуток между кормлениями примерно одинаковым. Суточный объем еды составляет 1,1–1,3 кг, разовая порция не превышает 200–250 мл.
Примерное меню на день:
Прием пищи | Блюда |
---|---|
Завтрак | Овсяная каша на молоке, какао, печенье |
1 перекус | Творожок / сырники / йогурт |
Обед | Суп с фрикадельками, тушеные овощи / капустно-морковный салат, компот |
2 перекус | Хлебцы, кефир |
Ужин | Картофельное пюре, рыбная котлета, некрепкий чай |
Пища в этом возрасте становится все разнообразнее. Если ребенок в 18 месяцев весит больше нормы, в рационе уменьшают количество углеводов и добавляют белковые продукты.
Основу детского меню составляют молоко и кисломолочные изделия, мясо, рыба, крупы, овощи и фрукты. Категорически запрещено давать 18-месячному малышу «быструю» еду и полуфабрикаты: чипсы, колбасы, сосиски, картофель-фри, магазинные соки, йогурты и творожки, сладкие воды. Из питания лучше исключить сахар и все, что его содержит.
Активных детей не стоит ограничивать в жидкости. Жажду можно утолить чистой водой, чаем, морсом, компотом или травяным отваром. В свежевыжатых соках много простых сахаров, поэтому давать их не стоит.
Дети в этом возрасте спят 14 часов в сутки. При этом 10–11 часов уходит на ночной отдых, остальное – для дневного сна. Большинство малышей по-прежнему спят дважды в день, но допустим и единоразовый сон.
Нужно ежедневно причесывать малыша, раз в неделю стричь ногти, чистить ушки, удалять корочки из носа.
У некоторых детей от жесткой воды и плохого вытирания кожа раздражается. Во избежание этого на ночь рекомендуется использовать детский крем.
В полтора года уже пора приучать ребенка чистить зубки: дать яркую щетку, показать основные движения. Все это пока в игровой форме, но со временем малыш привыкнет к мысли о необходимости ежедневной гигиены и будет делать это сам.
После каждой дефекации девочек и мальчиков нужно подмывать теплой водой движением спереди назад. Раз в неделю менять постельное белье, нательное — по мере загрязнения.
Ежедневные ванны уже необязательны, можно обойтись душем. Время принятия следует подбирать индивидуально. Моющие средства – детские. Можно не пользоваться ими каждый день, достаточно чистой воды.
Моют малыша личной губкой или просто рукой, особенно тщательно очищают паховые складки и подмышечные впадины. Продолжительность купания — 8–10 минут.
Для физического развития ребенка в 1,5 года необходимо выходить на улицу два раза в день. Летом рекомендуется организовать на прогулке дневной сон. Если позволяет время, на свежем воздухе можно проводить 3–6 часов. Не стоит отправляться на прогулку при сильном ветре или дожде.
Дети в этом возрасте отличаются повышенной утомляемостью, но быстро восстанавливают силы. Поэтому время занятий разделяют частыми перерывами, общая продолжительность гимнастики составляет 20–30 минут.
Активные упражнения нужно чередовать с пассивными, заканчивая все массажем. Другой вариант: физическую нагрузку давать с утра, а массаж делать вечером.
Любимые игры у ребенка 1,5 лет — догонялки, прятки. Детки с наслаждением танцуют, занимаются пупсами и детской посудкой, собирают конструктор, катают за веревочку машинку, пытаются имитировать звук гудка и шум мотора.
Все дети в 18 месяцев любят рисовать, прятать игрушки, рассматривать картинки. С развитием интеллектуальных способностей возникает желание узнать, что внутри предмета. Если не получается раскрутить игрушку руками, ребенок бросает ее на пол.
Совершенствование психоэмоционального развития ребенка в 1,5 года не проходит бесследно. Появляются проблемы поведения, дети становятся неуправляемыми, при любом не понравившемся действии кричат и закатывают истерику. Многие в этот период начинают кусаться.
Подобные срывы чаще всего возникают на фоне усталости или нервного перенапряжения. Малый словарный запас не позволяет ребенку высказать негатив, поэтому он прибегает к такому выражению эмоций. До двух лет подобные капризы ничего не значат, а после превращаются в манипуляцию и становятся способом достижения своих целей.
Поэтому не стоит терпеть всевозможные взрывы и пускать развитие событий на самотек. Лучше переключить внимание ребенка на другой предмет, отвлечь его, но не идти на поводу, выполняя требования капризули.
Не нужно расстраиваться, если развитие малыша в 1,5 года отстает от нормативов. Главным показателем физического и эмоционального здоровья в этом возрасте являются не рост и вес, а стабильная динамика движения вперед. Нужно читать, играть, заниматься, разговаривать с ребенком — и результат не заставит себя ждать.
Список источников: