Возраст 1,3 года – период стремительного развития, освоения новых навыков. Малыш активно познает мир, ежедневно находит для себя что-то новое, усовершенствует базовые умения.
Ребенок в 1 год и 3 месяца пытается общаться со взрослыми, используя простейшие слова, учится пользоваться предметами быта. В этом возрасте важно развивать речь, заниматься познавательной деятельностью, поддерживать высокую физическую активность малыша. Это поможет крохе перейти к новому этапу.
К этому возрасту ребенок вырос почти на 20–25 см, а его масса тела увеличилась в 3 раза. Но теперь рост и набор веса замедляются. Это связано с повышением физической активности. Ребенок подготавливается к новому этапу развития – бегу, который он может освоить уже с полугодовалого возраста. А пока малыш совершенствует ходьбу.
Возросшая двигательная активность позволяет ребенку узнать больше об окружающем мире, сделать новые открытия.
Таблица с нормами роста, веса, окружностей:
Параметры | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Вес, кг | 9,6–12,4 | 9,2–11,5 |
Рост, см | 75,9–83 | 74,5–81,5 |
Окружность головы, см | 46,1–49,5 | 45,2–48,3 |
Окружность груди, см | 46,8–53,4 | 47,3–52,3 |
Ребенок в 1 год и 3 месяца любит подражать взрослым. Он повторяет их действия, повадки и даже речь. Малыш произносит простейшие слова, например, «мама», «папа», «дай». Речь кроха дополняет мимикой, интонацией и жестами. Понимает, что ему говорят взрослые, выполняет их требования.
В 1,3 года словарный запас ребенка состоит из 10 слов. Каждую неделю он пополняется 2–3 новыми наименованиями.
Ребенок упрощает сложные для него слова, например, говорит не «трактор», а «катол».
В этом возрасте еще сохраняется сильная взаимосвязь с матерью. Если кроха потеряет ее из вида, окажется в окружении незнакомых людей, то сильно испугается.
Малыш проявляет самостоятельность, пытается познавать мир сам, без помощи взрослых. При неумении возрастает эмоциональное напряжение. Если у ребенка что-то не получается, он тут же заходится плачем. Проявляет упрямство, пытается всеми силами достичь цели.
К этому возрасту ребенок учится манипулировать родителями, поэтому необходимо устанавливать границы, меры дозволенного. Кроха в 1,3 года понимает слово «нет» и «нельзя». Отсутствие реакции – попытка испытать терпение родителей, посмотреть, что будет за непослушание.
Ребенок в 1,3 года активный и эмоциональный. Он не стесняется показывать свои эмоции – заливается смехом, когда счастлив, и громко плачет, если у него заберут игрушку.
Согласно календарю развития, ребенок в 1 год 3 месяца:
В 1,3 года появляется глубокая сосредоточенность, внимательность, однако ухудшается усидчивость. Ребенок может заиграться на 15–20 минут, а затем начинает бегать.
В год и 3 месяца необходимо развивать речь и моторику рук, поскольку они взаимосвязаны. С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать об окружающих предметах, не только произносить названия, но также говорить о свойствах, объеме, цвете. Малыш в 1,3 года должен распознавать цвета, находить пару, понимать форму, размер.
Развивающие игры:
Ребенку нужно читать книги, рассказывать сказки, стишки.
Нельзя запрещать играть с кухонными принадлежностями, вещами. Однако важно приучить кроху к порядку, чтобы он обратно складывал предметы, которые достал из шкафа.
Дети в 1,3 года подвижные. Большинство уже умеют ходить, причем неплохо, даже пытаются бегать и переступать через препятствия. Однако найдутся и такие, которые ходят только за ручку с мамой, делая неуверенные шаги.
Уже нет такой сильной усталости от ходьбы, наоборот, ребенок полон энергии после пройденных нескольких метров. Он в восторге, что ему удается проделать такой путь самостоятельно.
Существуют нормы, что должен уметь ребенок в 1,3 года:
Ребенок в год и три месяца может самостоятельно держать чашку и пить из нее, есть ложкой густую пищу (кашу или пюре), пользоваться зубной щеткой, расческой. У него хорошо развита моторика рук, он крепко удерживает предметы.
Однако дети развиваются по индивидуальному графику. Освоение новых навыков может не соответствовать возрастным нормам.
Незначительные отклонения в развитии ребенка в 1,3 года – не патология, а, скорее, недоработка родителей. Активное участие мамы и папы в жизни крохи поможет исправить ситуацию, добиться хороших результатов в короткие сроки.
Если же большая часть умений отсутствует, то необходимо показать ребенка врачу.
Есть 2 причины, по которым происходит такое:
Без помощи родителей ребенку тяжело познавать мир, учиться чему-то новому. Но при этом важно поддерживать самостоятельность крохи. Пускай малыш больше ходит, залазит на диван, спускается и поднимается по лестнице на детской горке, а также сам ест ложкой, пьет из чашки, расчесывается, умывается.
Гимнастика для физического развития ребенка в 1 год и 3 месяца:
Принуждать ребенка к гимнастике нельзя. Он должен находиться в хорошем расположении духа.
В 1,3 года, согласно Национальному календарю прививок, ребенку необходимо сделать ревакцинацию против пневмококковой инфекции. Вакцинация проводится в 2 и 4,5 месяца.
Для нормального развития ребенка второго года жизни важно придерживаться режима. Повышенная активность крохи может привести к перевозбуждению, истощению.
Полноценный отдых, дневной сон, игры на усидчивость, а также сбалансированный рацион помогут поддерживать физическое и психоэмоциональное здоровье.
Для ребенка в 1 год и 3 месяца особенно важен отдых. Крепкий и продолжительный дневной сон обеспечивает полноценный отдых, хорошее самочувствие. Периоды бодрствования ребенок проводит активно – играется, познает что-то новое, ползает, ходит, «опустошает» шкафы.
Режим для детей 1,3 года выглядит так:
Время | Режим |
---|---|
8:00 | пробуждение |
8:00 – 8:30 | утренняя зарядка, гигиена |
8:30 – 9:00 | завтрак |
9:00 – 10:30 | игры |
10:30 – 11:00 | перекус |
11:00 – 12:30 | прогулка на улице |
12:30 – 13:00 | обед |
13:00 – 16:00 | обеденный сон |
16:00 – 16:30 | полдник |
16:30 – 17:30 | прогулка на улице или игры |
17:30 – 18:00 | подготовка к ужину |
18:00 – 18:30 | ужин |
18:30 – 20:00 | игры |
20:00 – 20:30 | водные процедуры |
20:30 – 21:30 | массаж, перекус |
21:30 – 22:00 | подготовка ко сну |
В 1,3 года ребенка кормят 5 раз в день, четко придерживаясь режима. Последнее кормление за 1,5-2 ч. до сна, не позже. Лучше всего дать йогурт или кефир, либо же грудь или молочную смесь.
Примечание! Объем суточной съеденной пищи достигает 1,2 л, в том числе молока или смеси – 600 мл.
Хоть малыша и переводят на общий стол, но вредной пищи не дают. Жареное, жирное, острое, копчености, полуфабрикаты под запретом. Пища должна иметь кашицеобразную консистенцию, твердую еду нужно перетирать.
Примерное меню на день:
Прием пищи | Блюда |
---|---|
Завтрак | Овсяная каша, хлеб с маслом |
Обед | Овощной суп, котлета на пару, картофельное пюре |
Полдник | Творог / фруктовое пюре / печень |
Ужин | Гречневая каша |
В этом возрасте дети спят раз в день. Обеденный сон длится с 13:00 до 16:00. Если кроха плохо спал ночью, то может поспать часок с 10:00 до 11:00. Соответственно потом он уснет не ранее 14:00–15:00.
Ночной сон в среднем длится 10 часов: с 22.00 до 8:00.
Утро должно начинаться с личной гигиены – умывание, подмывание, смена памперса, очищение ушей. Уход в течение дня сводится к тому, чтобы ребенок оставался сухим и чистим, был тепло одет.
Приучать к горшку в этом возрасте можно, но существенных результатов ожидать не стоит.
Купают кроху ежедневно, перед сном. Купание происходит под присмотром родителей. Чтобы малышу было интересно, ему дают резиновые игрушки.
Гулять на свежем воздухе можно долго, малыш сам ходит, прогулки становятся интересными. Главное, чтобы он не слишком уставал. После 10–15 минут ходьбы лучше посадить его в коляску, через 30–60 минут можно снова пускать ходить.
Вечерний массаж после купания помогает расслабиться, устранить мышечную усталость. Особое внимание уделяется рукам, ногам, стопам, ладошках.
Упражнения малыш может выполнять самостоятельно, без помощи родителей, например, поднимать вверх/в стороны конечности. Полезны занятия на фитболе.
Активные игры необходимо чередовать со спокойными. Например, можно поиграть в боулинг, футбол, а затем сесть собирать конструктор.
Развить память и внимание помогут ассоциативные игры. Для этого понадобятся карточки с животными, геометрическими фигурами, детские обучающие книжки. Играть очень просто. Например, мама показывает собаку и говорить «гав», корову – «му». Со временем ребенок сам будет имитировать звуки.
У ребенка в 1,3 года может диагностироваться задержка речевого развития или же синдром гипервозбудимости. Обе проблемы легко устраняются, если обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. В первом случае помогут занятия с малышом, причем заниматься развитием речи могут родители.
При гипервозбудимости важен режим. Чтобы ребенок засыпал без капризов, необходимо за 2 часа до сна обеспечить спокойную обстановку, отказаться от активных игр.
Если малыш в 1,3 года сам не ходит, но стоит за ручку, то нужно заниматься развитием двигательной активности, стимулировать ходьбу игрушками. Иная ситуация, когда ребенок вовсе не встает, а только сидит или ползает. Его нужно показать педиатру.
Каждый возрастной период особенный для ребенка, он учится чему-то новому. Поверьте, новые умения даются ему нелегко, поэтому поддержка и внимание родителей для малыша 1,3 года крайне важна.