Синдром недолюбленности у детей проявляется по-разному. Одни девочки и мальчики пытаются во всем быть лучшими и первыми. Другие стараются любым способом привлечь внимание родителей, например, нарушают школьную дисциплину.
Разберем подробнее, что такое синдром недолюбленного ребенка, чем он опасен, как проявляется и как исправить ситуацию.
Синдром недолюбленного ребенка – это совокупность психологических проблем, вызванных нарушением формирования привязанности ребенка к матери (родителям). Это состояние, при котором ребенок ощущает себя ненужным, брошенным, нелюбимым, непонятым, непринятым. Ему не хватает внимания, любви и заботы матери.
Когда начинает формироваться синдром недолюбленности? Это может случиться еще в момент внутриутробного развития плода. Например, если ребенок является нежеланным или мама хотела избавиться от него, не заботится о нем во время беременности, не разговаривает с ребенком. Подробнее о том, что чувствует ребенок в утробе матери →
Однако самым важным в плане формирования детско-родительской привязанности является первый год жизни ребенка. Если в этом время мама не взаимодействует с малышом, не выполняет родительские обязанности, игнорирует плач младенца, кричит на него, то у ребенка формируется синдром недолюбленности.
Из-за холодности родителей ребенок не чувствует себя в безопасности. У него формируется не только установка «Меня не любят, я плохой», но и негативное отношение к миру.
Варианты проявления и признаки синдрома недолюбленности:
По мере взросления ребенка можно заметить, что у него формируется комплекс неполноценности. Недолюбленные дети часто становятся жертвами или агрессорами в буллинге, что также связано с синдромом недолюбленности.
Во взрослой жизни у людей с синдромом недолюбленности возникают проблемы в личной жизни и на работе, в отношениях с обществом в целом. Такой человек не умеет быть счастливым. У него формируется обостренная потребность в любви и внимании со стороны окружающих. Он все время «перетягивает одеяло на себя», ревнует, обижается, манипулирует. Ему ежесекундно нужно слышать от кого-то, что его любят, но ему все равно будет этого мало.
Все это усугубляется еще и тем, что бессознательно человек выбирает таких же холодных партнеров, какими были его родители. И так продолжается до тех пор, пока человек не разберется с детской травмой.
Причина развития синдрома – эмоциональная холодность родителей. Это в свою очередь может быть связано с инфантильностью мамы и папы, их неблагополучным детством, занятостью на работе.
Варианты родительского поведения, при котором у ребенка формируется синдром недолюбленности:
Иногда в основе родительской холодности лежит дефицит педагогической грамотности. Что это значит? Каждому ребенку нужна своя норма любви, внимания и ласки. У одних детей эта потребность выражена сильнее, у других слабее.
Кому-то достаточно теплого слова, а кому-то важен тактильный контакт. Причем даже в одной семье у двух детей это может проявляться по-разному. Не все родители это учитывают. Как понять, сколько любви нужно вашему ребенку? Наблюдать за ним, анализировать его реакции.
Первое, что важно понять – ребенка нельзя перелюбить. Конечно, речь идет о здоровых проявлениях любви, а не о гиперопеке или воспитании по типу «кумир семьи». Подробнее о стилях воспитания и их влиянии на ребенка →
Никогда не поздно начать говорить ребенку слова любви, хвалить его, обнимать, целовать. Но начать стоит с вопроса самому себе: «Умею ли я любить и выражать свои чувства?». Если дело в том, что сам родитель был недолюбленным ребенком, то нужно сначала проработать личные травмы.
Что еще нужно делать родителям, чтобы ребенок не чувствовал себя нелюбимым:
Синдром недолюбленности формируется в детстве и может сохраняться на протяжении всей жизни. Люди с таким синдромом хуже адаптируются в социуме, не умеют преодолевать трудности, болезненно воспринимают неудачи, становятся заложниками зависимостей. Поэтому так важно своевременно выявить синдром и исправить ситуацию. Однако еще важнее не допустить подобного.
Спасибо за статью. Прочитала и аж мурашки пошли по коже. Теперь мне понятно поведение моего старшего сына. Оказывается, все еще заложилось на первом году его жизни. Да, так получилось, что я забеременела, потому что «так надо», «уже пора» и т.п., а после родов оказалась совершенна не готова к материнству, хоть и рожала в 26. В статье прям один в один про меня и моего старшего. А теперь он постоянно спрашивает не только у меня, но и у других родственников «Ты меня любишь?». Он может задавать этот вопрос каждые два часа. Он отличник и стремится им быть. Да, он замкнут и не очень легко находит общий язык со сверстниками. Теперь мне все понятно. И, самое главное, что я могу это исправить, если еще не поздно, своей любовью, заботой и вниманием.
Я такой недолюбленный ребёнок. Мама родила, потому что хотела быть «как все». Потом лепила из меня то, что ей хотелось. Я должна была быть первой везде, учиться лучше всех. Помню, что если получала «4» шла домой с ужасом, ждала наказания. Всё это плохо аукнулось мне в жизни. Свою дочку я перелюбила, лишив самостоятельности.