Буллинг в школе – это травля ребенка со стороны других учеников или учителей. Название образовано от английского слова bully, что переводится как «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник». Буллинг – это агрессивное преследование, принижение, ущемление чести и достоинства ребенка. Это форма психологического насилия, которое часто сочетается с физическим и сексуальным.
Впервые психологи заговорили о буллинге в 70-х годах XX века. Однако последние тридцать лет эта тема изучается с особым вниманием. Проблема школьной травли актуальна для всего мира. Как же заподозрить буллинг и помочь своему ребенку, остановить травлю в школе?
Особенность буллинга в том, что негативное влияние со стороны агрессора оказывается регулярно. Это могут быть нападки со стороны группы детей (необязательно одноклассников) или со стороны одного ребенка. Встречается буллинг со стороны группы учителей или одного учителя.
Травля может возникнуть в начальной школе, среди подростков и в старших классах. Сути это не меняет. Отличается только интенсивность проявления. Она прямо пропорциональна силе и возможностям агрессоров.
Можно выделить 6 видов буллинга:
Обратите внимание: если речь идет о кибербуллинге, то агрессором может стать кто угодно.Человек любого возраста, пола и из любой точки мира. Однако чаще кибербуллинг сочетается с другими видами травли и исходит от кого-то из окружения.
К опасным последствиям травли относятся:
Буллинг – это хронический стресс. Он выводит из строя все системы организма, подрывает физическое и психическое здоровье, приводит к эмоциональному истощению. Из-за травли ребенок считает себя недостойным, ущербным, лишним. Человеку с таким «багажом» сложно реализоваться в жизни, получить образование после школы, найти работу, создать семью, завести друзей.
Однако дальнейшее развитие событий зависит от тактики, выбранной ребенком. Стресс включает животные реакции. Есть 3 возможных ответа: бегство, ответное нападение, замирание.
В первом случае ребенок привыкает терпеть, быть незаметным, убегать. Во втором – сам становится агрессором. В третьем – превращается в робота. Он словно отключает эмоциональную сферу, теряет способность чувствовать.
Выбор стратегии зависит от ряда факторов, например, от темперамента и особенностей семейного воспитания. Но все 3 сценария запускают цепочку проблем во взрослой жизни.
Когда школьники травят другого ребенка, речь идет об их слабости. Так они пытаются отвлечь внимание от своих проблем и недостатков, завоевать авторитет в классе. А кто-то отыгрывается на более слабом ребенке, мстит своим родителям за регулярные унижения и избиения. В таком случае травля приносит агрессору облегчение.
Что может стать причиной детского буллинга? Что угодно:
Если мы говорим о буллинге со стороны педагогов, то дело исключительно в профессиональной некомпетентности. Чтобы не потерять авторитет в глазах учеников, педагог отыгрывается на одном из учащихся. Например, занижает оценки тому, кто регулярно нарушает дисциплину. Или, пытаясь усмирить ученика, переходит на личности.
Так некомпетентный педагог пытается сохранить авторитет. Бывает такое, что учитель инициирует или поддерживает травлю ребенка одноклассниками. Но такое поведение педагога имеет те же основания.
За что педагог может травить ребенка:
Интенсивность и сила буллинга напрямую отражает степень неполноценности (слабости) того, кто травит. Травля может быть обусловлена завистью, местью, неприязнью, борьбой за власть, стремление нейтрализовать конкурента, садистскими наклонностями, желанием самоутвердиться, желанием быть в центре внимания.
Мы уже рассмотрели частные признаки буллинга для отдельных видов. Теперь поговорим об общих признаках травли в школе:
Главный признак – резкие изменения в поведении, настроении, мышлении, реакциях, предпочтениях ребенка. Дети реагируют на травлю по-разному, многое зависит от первичных особенностей личности.
Рассмотрим план действий с двух позиций: агрессоры–ученики и агрессоры–учителя.
Как защитить ребенка от травли в школе:
Все взрослые участники разбирательств должны дать понять детям – то, что они делают не весело. Это преступление. Не пренебрегайте законами, особенно если речь идет о травли подростков.
За угрозы, шантаж, вымогательство, оскорбления и прочие элементы буллинга предусмотрено уголовное наказание.
Проблему травли ребенка учителем на себе испытала журналистка и психолог Ольга Золотков. Ей удалось разрешить ситуацию, на основе которой Ольга составила план действий:
Если мирные пути не помогают, остается только одно – подача заявления в полицию и министерство образования. В нем важно подробно и с отсылкой к законам РФ обосновать свои претензии. Основные помощники: Конституция РФ, Закон об образовании и УК РФ.
Дети, особенно подростки, предпочитают ориентироваться на мнение сверстников или тех, кто немного старше. А еще они любят сами искать информацию, смотреть видео в интернете. Так что лучший вариант – предоставить ребенку список полезных ресурсов. Это могут быть книги, рассказывающие о буллинге, сайты и телефоны доверия, сюжеты блогеров или звезд об их опыте преодоления буллинга.
Можно купить ребенку книгу Айджи Майрок «Почему я?». В ней автор рассказывает о собственном опыте преодоления буллинга и его последствий. Например, она советует каждый день заниматься любимым делом, думать о будущем и составлять план по его достижению, ежедневно делать маленькие шаги на пути к счастливому будущему.
В заключение осталось осветить вопрос профилактики травли в школе. Итак, как не стать жертвой буллинга? Родители должны придерживаться демократического стиля воспитания, уважать личность ребенка. Необходимо поощрять самостоятельность сына или дочери, рассказывать ему о чувстве собственного достоинства и самоценности.
И главное – объяснить ребенку, что нападают те, кто сами слабые. Поэтому не нужно их бояться. Как правило, достаточно один раз дать стойкий отпор, и агрессоры отстают. Важно научить ребенка выстраивать и отстаивать личные границы. Но для этого сами родители должны их иметь и уважать границы своего ребенка.
Тут, считаю, немаловажным фактором является доверия ребёнка. Ещё до школы родитель должен стать не просто родителем, но другом, что б ребёнок не стеснялся и не боялся рассказывать ни о чем. Чем раньше вскроется, тем скорее и безболезненней можно повлиять на ситуацию. И, да. Уверенность в ребёнке выращивать с младых ногтей.