Вырастить счастливого человека без любви невозможно — 10 золотых правил воспитания Макаренко

Рубрика: Журнал

Педагогическая система воспитания Антона Семеновича Макаренко признана одной из самых эффективных не только в России, но и на международном уровне. Авторская методика позволила ему воспитать в колонии им. Дзержинского 600 беспризорных подопечных и сделать их настоящими людьми. Никто из них, несмотря на криминальное прошлое, больше не вернулся на преступный путь.

правила воспитания Макаренко

Мы собрали основные правила воспитания Антона Макаренко. Великий педагог, психолог и писатель был убежден, что вырастить настоящего человека без любви нельзя.

Как появилась система Макаренко

Антон Макаренко родился 13 марта 1888 года в Белополье в семье рабочего-строителя. Он работал учителем и согласился заведовать колонией для малолетних правонарушителей. Именно это решение определило судьбу педагога.

Вскоре Макаренко убедился в полной неработоспособности принятых в то время воспитательных и педагогических подходов. Тогда Антон Семенович разработал собственную педагогическую систему, основанную на веру в человека.

Макаренко создал в колонии несколько «детских комитетов», назначив каждому ответственного. В соответствии с политикой рабочего класса он учил детей выращивать урожай, шить одежду, убирать территорию колонии, играть на музыкальных инструментах и готовить пищу в дополнение ко многим другим видам трудовой деятельности.

Колония Макаренко дала отличные результаты. Он описал свои действия как «новое слово в педагогике» и привел в качестве доказательства утверждения коммунистической партии, что можно «создать новую породу личности». На самом деле успех системы воспитания был скорее результатом уникальной личности Макаренко, чем применения советской доктрины. После смерти учителя никто не смог добиться таких же успехов.

Золотые правила воспитания Макаренко

Макаренко свято верил, что цель настоящего педагога — воспитать достойных граждан. Он видел потенциал в каждом ребенке и в своей практике использовал ряд правил, раскрывающих этот потенциал. Впоследствии их назовут «золотыми».

«Если есть забота о жизни и счастье другого — такие отношения будут всегда прекрасны».

А. С. Макаренко

Образец для детей — поведение родителей

Правильное воспитание предусматривает, что ребенку мало говорить и напоминать «как делать», нужно делать это вместе с ним. Ребенок не слышит слов, он видит поступки. Родитель, который требует того, чего не делает сам, не может рассчитывать на послушание.

Искренность, серьезность и простота в тоне воспитания.

Сам педагог, работая в колонии, всегда был искренним и доброжелательным. С детьми не нужно сюсюкать, считая их маленькими. Каждый ребенок желает быть «большим», хочет, чтобы его понимали. Дети остро реагируют на фальшь, поэтому важно всегда говорить правду. Только общаясь на равных, можно заслужить уважение.

Четко осознавать, какие качества нужно привить формирующейся личности

Нельзя действовать приблизительно, наугад, требуя сегодня одно, а завтра — другое.

Знать окружение своего ребенка, что он делает и чем занят

Сыну или дочери нужно предоставлять свободу, чтобы научить самостоятельности, научить разбираться в людях, видеть плохое и хорошее. В парниковых условиях нельзя вырастить личность. Но при этом нужно ненавязчиво следить, с кем дружит ребенок, чем занят и увлечен.

В воспитании важно все

Это значит, что взрослый обязан следить за каждым своим поступком. Нельзя ставить в приоритет что-то одно и при этом упускать из виду другое, игнорировать мелочи. Из мелочей складывается жизнь.

Готовность помочь

Если выполнять за ребенка его обязанности, он вырастет ленивым, инфантильным и безответственным. Маленький человек должен все делать сам, набираться опыта, учиться на собственных ошибках. Но родитель должен быть готов на помощь, когда она действительно потребуется.

Не платить и не наказывать за результаты труда

Если ребенок сделал что-то хорошее, не нужно за это платить, ведь он получил удовлетворение и радость от собственных действий. Тем более не стоит наказывать за несделанную или плохую работу. Нужно добиться, чтобы она была выполнена. Важно указать на ошибки, а не принимать карательные меры.

Не приносить себя в жертву ребенку

Если жить исключительно интересами наследника, можно потерять себя как личность с собственными желаниями и потребностями. Это не вызовет со стороны ребенка ни капли уважения. Наоборот, не видя силу родителя, он будет стремиться вырваться из-под надоевшей опеки на свободу.

Целостность процесса воспитания

Это правило подразумевает, что человека невозможно воспитать «по частям», работая над каким-то одним недостатком. Только подходя к проблеме со всех сторон, можно получить положительные результаты.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Это главное правило в системе воспитания Макаренко. Он потратил большую часть жизни, чтобы сделать своих воспитанников счастливыми. Антону Семеновичу удалось перевоспитать более 3 тыс. подростков, сделать из них настоящих людей.

В современной России, где детей оберегают от малейшего усилия, правила воспитания Макаренко едва ли найдут последователей. Сама мысль заставлять ребенка трудиться кажется шокирующей. Но так ли плохо с юных лет приучать ребенка к обязанностям на пользу себе и окружающим?

Фото:yandex.ru

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Оставить комментарий

Журнал