Давайте вспомним о педагогах-воспитателях, которых считают лучшими в мировой практике. Эти люди много сделали для развития образования и педагогики в России, разработали методики, которыми и сегодня пользуются родители, воспитатели в детских садах и учителя в школах. Вклад этих людей в науку неоценим. Вот они, лучшие воспитатели, которые по праву заслужили высокие оценки современников и потомков.
Он был убежден, что педагогика представляет собой трудоемкую, разностороннюю науку. Нововведение Макаренко проявилось в четкой идее объединения двух процессов – воспитательного и образовательного.
Он утверждал, что, родившись, человек еще не представляет собой личность. Человека нужно не просто воспитывать, а воспитывать исключительно в коллективе.
У человека – как элемента образовательной системы – должны быть права и возможность закрепления на позиции активности. Благодаря труду, наработкам и идеям Антона Макаренко до сих пор считают наиболее яркой звездой нынешней гуманистической педагогики.
Василий Александрович Сухомлинский является создателем системы педагогики, в которой высшей ценностью считается ребенок. Именно он – тот ориентир, на который следует направлять любой воспитательный и образовательный процессы.
Процесс обучения по Сухомлинскому – это труд, наполненный радостью. Педагог учил, как воспитать из каждого ребенка Счастливого Человека, как сделать так, чтобы не было человеческих личностей с пустыми душами.
Человек не может быть счастлив, если он не умеет ни во что верить, и первой истиной, которую надо закладывать в детей, по мнению Сухомлинского, должна быть вера в человека, благоговение перед ним.
Константин Дмитриевич Ушинский – основатель русской научной педагогики. Именно он первым понял важность нравственного просвещения. Пристальное внимание необходимо уделять вопросам воспитания обучающихся. А вот мысль о том, что обучение нравственности является совершенно естественным делом, и подразумевается и так, Ушинский рьяно отвергал.
Еще одна его важная идея – сохранность самобытности и национальной культуры. В 19 веке преподавание велось на французском часто в дворянских семьях говорили преимущественно на нем. Пример – героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина родным языком владела хуже, чем французским.
Труд Ушинского о том, чтобы обучение в русских школах велось с учетом национальных особенностей, и сейчас остается образцом педагогических воззваний. Константин Дмитриевич был преподавателем не только для детей, но и для педагогов. Сейчас все говорят о нем, как о педагоге-публицисте. Именно его работы пробудили в России интерес к педагогике и способствовали ее возрождению.
В нем жила уверенность, что старейшим из всех дел человека можно назвать детское воспитание. Оно ни на миг не младше рода человеческого. Поэтому воспитание несложным делом, ведь на первый взгляд, родители с ним справляются. Но это самообман, воспитание – сложное дело.
Именно он написал книгу «Педагогика для всех». Главная идея Соловейчика заключается в том, что педагогика выходит за рамки происходящего в семье, классе, школе. Он воспринимал педагогику как науку об искусстве воспитания.
Он говорил – не нужно заниматься воспитанием детей, с ними надо дружить. Соловейчик был уверен, что образование и воспитание – это процесс с двумя действующими лицами, и не только взрослый может научить ребенка, но и ребенок взрослого в той же степени.
Это имя знают не только педагоги и психологи, но и лингвисты и культурологи. Причем независимо от места рождения и уровня образования. Льву Семеновичу Выготскому удалось соединить вместе две ниточки науки — педагогику и психологию.
Он опередил свое время на несколько десятилетий. Благодаря ему появилась коррекционная педагогика. Ученый, проводя свои исследования, выяснил, что к вопросу процессов развития каждого ребенка и его воспитания необходимо подходить с научной точки зрения.
Построение работы педагога должно опираться на научные достижения, не забывая о психологической науке. Сам он не писал, не создавал конкретных методик воспитания или развития, в его книгах не найти определенных рекомендаций. Но вот его концепции по организации обучения с акцентом на саморазвитие и самовоспитание стали поистине подарком для педагогов, так как Лев Семенович в результате исследований сделал вывод, что воспитание не является приспособлением ребенка к среде.
Это процесс, во время которого происходит формирование личности, смотрящей вперед – за границы привычной среды. Ведь в основе воспитания лежит исключительно личная деятельность ребенка, а не навязанная кем-то извне.
Врач, писатель и общественный деятель, Януш Корчак основал приют «Дом сирот» для еврейских детей. Это было своего рода «государство в государстве». У детей была своя конституция, товарищеский суд, парламент (с выбором). Решения суда не подвергались сомнению, и были обязательными не только для детей, но и для сотрудников учреждения.
Януш Корчак старался подготовить детей к жизни, ожидающей их после того, как они выйдут из «Дома», учил их не только говорить правду, но понимать, когда звучит ложь, научиться не только уважать, но и презирать, не только беспрекословно слушаться, но и бунтовать (если это потребуется).
Важными принципами воспитания Корчак считал любовь к каждому ребенку, наблюдение за его поведением, неприменение насилия в процессе воспитания, честность по отношению к детям, а требования должны быть только такими, какие ребенок может выполнить.
Первый детский сад, или, как его называли, «школа для маленьких детей», был организован в 1802 году благодаря этому фабриканту из Нью-Ланарка (Шотландия). В этом саду воспитывались дети работников его предприятия. А вот у самого Оуэна полноценного образования не было – лишь два класса школы в Ньютауне. Но Роберт не боялся работать, увлекался наукой, и ему удалось занять место управляющего мануфактурой, позднее он стал во главе текстильной фабрики в Нью-Ланарке.
Оуэн считал, что характер человека формируется под влиянием социального окружения и обстоятельств. Следовательно, чем раньше ребенка начнут воспитывать и обучать, тем больше шансов вырастить рационально мыслящую самостоятельную личность. Огромное значение придавал трудовому воспитанию.
В детском саду Оуэна занимались дети от года до пяти лет – их учили читать, танцевать, играли с ними на свежем воздухе. Дети в возрасте от пяти до десяти лет находились на обучении в фабричной школе, где изучали язык, географию, арифметику, историю, их приобщали к работе в саду, поле, в мастерских. А вот подростки и взрослые, работавшие на фабрике Оуэна, посещали уроки по вечерам.
«Школа» получила такую известность не только в его родной стране, но и за рубежом, что ее однажды посетил сам российский император Николай Первый.
Методы воспитания Марии Монтессори до сих пор применяют в детских садах и развивающих детских центрах во всем мире. Начинала свою работу она с детьми с отклонениями в развитии. Однажды воспитанники превзошли в счете, чтении и письме своих здоровых одногодок, стало понятно, что обучение детей в Италии поставлено плохо.
Благодаря усилиям Монтессори, в 1907 году в Риме был открыт «Дом ребенка» для детей рабочих. Именно там и проверяли модные сегодня принципы воспитания Марии Монтессори — ребенок развивается сам, в том темпе, в котором он может, а взрослые не вмешиваются.
Дети занимались в комнатах, оборудованных для самостоятельных занятий и игр, после которых необходимо все игрушки расставить по своим местам. Самостоятельно, без помощи взрослых.
Старшие дети помогали младшим, заботились о них, а малыши наблюдали за старшими, и учились у них. Воспитатели же — только помощники, всего лишь ожидающими, когда ребенок попросит у них совета, а не указывающие, что и как им делать.
В свое время — в 19 и начале 20 века, эти педагоги были первопроходцами в педагогике, их методы подвергали сомнениям и недоверию. Сейчас невозможно представить современное дошкольное и школьное образование без работ этих людей.