Если подростку ничего не интересно, то это означает, что на предыдущих этапах развития родители подавили его самостоятельность, игнорировали его интересы и потребности, принуждали и заставляли делать то, что на их взгляд полезно и нужно. Или же мама и папа настолько старались вырастить послушного мальчика / девочку, что им это удалось. Однако иногда такое поведение связано с нормативными возрастными изменениями. Так или иначе, с этим можно бороться.
К сожалению, некоторые родители рады тому, что их ребенок никуда не выходит и ничего не хочет: «Ой, он у меня все время дома сидит, но я спокойна. Зато точно не свяжется с плохой компанией», «Нет, моя дочь никуда из дома не выходит, вся в учебе, с мальчиками не гуляет». Это неправильно и опасно для дальнейшего развития человека. Волшебства не случится, проблемы будут накапливаться как снежный ком: трудности при поступлении в университет и во время учебы, при поиске работы, построении карьеры и личной жизни. Подростки должны иметь множество увлечений, гулять с противоположным полом и общаться со сверстниками – это ведущие потребности возраста.
Авторитаризм и гиперопека в семье – основные причины пассивности детей. Подросток привык, что за него все решают, выбирают и диктуют, как жить. С ранних лет мама выбирала кружки на свое усмотрение, запрещала и игнорировала потуги к самостоятельности.
Два противоположных стиля воспитания (гиперопека и авторитаризм) приводят к одному и тому же результату: ребенок не знает и не понимает себя, своих желаний и потребностей, у него нет интересов, он пассивен.
Однако встречаются и другие причины. Рассмотрим их сразу же в контексте решения проблем.
Что же делать, если подросток ничем не интересуется:
А что делать, если подростку ничего не интересно, кроме компьютера? Во-первых, нужно узнать, что именно он делает в интернете. Самообразование, подработка, общение в социальных сетях – все это позитивные примеры активности в интернете.
Игры, просмотр бессмысленных роликов и подобное – примеры деструктивной активности.
Во-вторых, нужно помнить о том, что ведущая потребность возраста – общение со сверстниками. Возможно, речь идет о виртуальном общении, но в этом случае нужно уточнить кое-что.
Важно, чтобы реального общения все равно было больше, и чтобы виртуальная активность не была вызвана комплексами и страхами, дезадаптацией в реальной жизни.
Если есть психологические проблемы, нужно посетить психолога и помочь ребенку переключиться на реальный мир.
Ни в коем случае нельзя кричать, ругать, угрожать или принуждать заниматься чем-то. Такие методы никогда не работают, а в подростковые годы вызовут особый протест. Не стоит забывать о кризисе подросткового возраста и естественных изменениях на этом этапе.
Сейчас подростку нужно время, чтобы разобраться в себе, принять себя, найти новые интересы и ориентиры. Кто-то справляется с этим быстрее, кто-то медленнее, но через слом прежней системы установок проходят все подростки. Родители должны поддерживать начинания подростка, поощрять самостоятельность.
В заключение хочется поговорить еще вот о чем: иногда родители неправильно формулируют запрос. Спросите сами себя: «Мой ребенок действительно ничем не интересуется или он не увлекается тем, что я хочу ему навязать?» Возможно, вы по-разному смотрите на мир, и пришла пора научиться уважать своего ребенка.