Почему ребенок врет? За этим скрываются психологические проблемы, у каждой лжи есть скрытая выгода. Однако не всегда ложь является таковой, иногда это детские фантазии.
Как узнать, что ребенок обманывает? Как отличить ложь от фантазирования? Почему дети лгут, и связано ли это как-то с возрастом ребенка? Что делать с этим и как поступать, если ребенок не только обманывает, но и не слушается, ворует? Об этом и пойдет речь.
Если ребенок, дочь или сын, врет – у него меняется поведение: появляется активная жестикуляция или чрезмерная сдержанность в жестах и эмоциях, настороженность, задумчивость, изменение тона голоса и темпа речи.
Есть и другие признаки, по которым можно заподозрить детскую ложь:
Кроме этого, о лжи говорит противоречивость высказываний, короткие либо расплывчатые ответы.
Минимум конкретики и максимум «Я не помню» – верные признаки лжи.
Однако и максимум подробностей может быть признаком желания утаить правду, суть. Если при этом на дополнительные вопросы или комментарии ребенок реагирует остро (кричит, плачет, бросается предметами), то это дополнительно указывает на страх оказаться разоблаченным.
Американский психолог и педагог Грэнвилл Стэнли Холл выделил такие типы детской лжи:
Причины детской лжи:
Чтобы разобраться в причинах лжи, нужно обратить внимание на ее предмет. Например, если ребенок врет сверстникам, что каждые выходные его семья отдыхает у моря, то это говорит о неудовлетворенной потребности во внимании, любви. Или о переживаниях из-за бедности семьи, из-за зависти к другим детям: возможно, кто-то из окружения лжеца и правда каждые выходные отправляется на море.
Другой пример. Если ребенок врет, что выполнил уроки, то это может свидетельствовать о попустительском отношении к учебе, внешней мотивации. Ему неинтересно содержание, важен только результат. А иногда и это неважно, особенно если родители не вникают в подробности школьной жизни сына или дочери.
До 2–3 лет дети вообще не умеют врать. Это связано с особенностями развития самосознания.
В 3–4 года ребенок впервые задумывается о том, почему родители или воспитатели наказывают его, за что ругают, а за что хвалят. Вместе с этим встает вопрос «Как избежать наказания и получить похвалу?». Так и включается механизм освоения лжи.
В 4–5 лет дети уже умеют врать. Сначала ложь основана на защитных механизмах, инстинкте самосохранения. Постепенно она становится более изощренной, появляются другие причины.
Иногда взрослые сами ускоряют этот процесс:
Дети не могут дифференцировать ложь на хорошую и плохую, допустимую и недопустимую. Если мама заставляет быть послушным, подавляет желания, потребности, эмоции, чувства, интересы сына или дочери, то отпрыск решает, что мама поддерживает любую ложь.
В этом возрасте, как правило, уже все дети начинают осваиваться в детском коллективе – детском саду, подготовительных классах и школе. Там они учатся обманывать для собственной выгоды, защиты или по примеру сверстников, которые уже освоили этот навык.
В это время важно уделать ребенку много внимания, расспрашивать о том, как проходит его жизнь вне дома – какие есть проблемы, как складываются отношения с другими ребятами.
Сейчас ребенку крайне важно заслужить авторитет у друзей – в ход могут пойти самые разные способы, в том числе и обман. В то же время, ему важно мнение родителей, поэтому школьник может обманывать их, чтобы в родительских глазах его поступки выглядели лучше, чем на самом деле.
Причины лжи в возрасте 10–12 лет и старше, как правило, кроятся в нарушении близости общения с родителями – в нем нет доверия, близости. Ребенок может сомневаться, в том, что родители адекватно отреагируют на его проступки или намерения, если он в них честно сознается.
Однако в 5–12 лет дети уже отлично различают ложь во благо и плохую ложь. В 13 лет большинство детей уверены в том, что бывают ситуации, в которых без лжи не обойтись.
Что делать, если вы поняли, что столкнулись с ложью:
Если речь идет о фантазировании, то рекомендуется помочь ребенку раскрыть творческий потенциал. Сочинение сказок, рисование, лепка – можно выбрать это или что-то другое.
План действий зависит от причины лжи. Например, если так отпрыск пытается защитить себя от строгости родителей, то мама с папой должны снизить требования, стать сдержаннее и мягче.
Если ложь вызвана желанием привлечь внимание, то родители должны научиться удовлетворять потребность ребенка другим способом: объятия, общение, совместный отдых.
Необходимо понять, что лжец пытается донести до родителей. Непослушание может быть актом привлечения внимания или протестом. Нужно отказаться от наказаний, принять ребенка и понять, чего ему не хватает или от чего он защищается. Например, бывает такое, что плохим поведением дети пытаются сплотить маму и папу, если видят, что те часто ссорятся.
Нужно учитывать особенности возраста. Например, в 3 года – это норма. А в 7 лет вранье и непослушание может быть последствием адаптации к школе, влиянием стресса. Нужно найти причину и помочь ребенку преодолеть проблему.
Такое поведение всегда связано с неблагополучием семьи и психологическими проблемами. Основная причина – недоверие в детско-родительских отношениях.
Вторичные причины:
Необходимо предложить отпрыску поговорить наедине. Нужно разобраться в причинах воровства. Например, если ребенок врет и крадет деньги из дома, то за этим может скрываться вымогательство в школе, увлечение азартными играми или желание порадовать понравившихся мальчика /девочку (нет карманных денег, но хочется сделать подарок).
Бывает такое, что ребенку просто стыдно рассказать о чем-то, а потому он врет. Или страшно признаться в чем-то, потому что родители будут кричать, бить или потому что это разочарует их.
Задача родителей – сформировать доверительные отношения с ребенком. Нужно изменить педагогическую позицию.
Вместе с этим нужно на примерах объяснить, почему врать плохо. Например, рассказать историю про мальчика, который постоянно кричал «Волки». А когда волки и правда напали на него, то никто не помог, потому что подумали, что мальчик опять обманывает.
Обычно это связано со стремлением заслужить признание, влиться в компанию. В 7–9 лет дети начинают больше ориентироваться на мнение сверстников. В подростковые годы это достигает своего пика.
Необходимо обратить внимание на предмет лжи, поговорить наедине с ребенком, проанализировать ситуации, в которых проявляется ложь. Необходимо помочь отпрыску обрести чувство самоценности, тогда он не захочет казаться лучше.
Необходимо поговорить с педагогом, классным руководитель. Возможно, преподаватель пока не разглядел особенности ребенка, не нашел к нему индивидуальный подход. Или педагог не знает об актуальных проблемах в семье.
Иногда дети врут, что у них болит голова или живот, чтобы уйти домой. За этим могут скрываться проблемы с усвоением школьной программы или конфликты с одноклассниками. Нужно все разузнать.
В случае с детским враньем нет универсальных техник и методик по избавлению от этого. Более того, нельзя решить проблему, если концентрироваться на самом факте лжи.
Обман – это следствие. Необходимо искать и устранять первопричину. Она может быть связана с микроклиматом в семье, со взаимоотношениями ребенка и сверстников, с особенностями педагогического процесса в школе, с личными переживаниями.