То, как человек оценивает свою значимость, во многом определяет отношение к нему других людей. Следовательно, адекватная самооценка ребенка – залог его успеха в будущем.
Осознание собственного «я» и своей ценности как личности происходит в раннем детстве. Если самостоятельно ребенок не справляется с этой задачей, задача родителей – распознать проблему и помочь ему в формировании правильной, здоровой самооценки.
Принято выделять 3 типа самооценки – нормальную, заниженную и завышенную. Определить ее можно с помощью специальных тестов и личных наблюдений.
Для этого используется методика на выявление самооценки ребенка – «Лесенка». Малышу предлагают поместить себя на одну из нарисованных ступенек, объяснив, что внизу должны находиться «плохие дети», выше «хорошие», а вверху «самые лучшие». По сделанному выбору можно судить об уровне самоуважения.
Конечно, одной методики недостаточно для получения достоверной характеристики детей по самооценке. Поэтому перед тем как сделать вывод, психолог применяет еще ряд тестов и проводит беседу с малышом. Но основные признаки сформировавшегося вида самооценки заметны и в повседневной жизни. Рассмотрим их подробнее.
Если ребенок адекватно себя оценивает, его поведение будет следующим:
Такие дети переоценивают свою значимость и возможности. Завышенная самооценка у ребенка определяется по ряду характерных признаков:
Характеристика детей с заниженной самооценкой:
Самоуважение и умение адекватно себя воспринимать меняется по мере взросления личности. Но влияние типа воспитания на самооценку ребенка очень велико, поэтому родителям нужно отслеживать ее возрастные изменения и, при необходимости, корректировать.
Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.
При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.
Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.
В чем заключаются особенности самооценки детей младшего школьного возраста? Учась в первом классе, ребенок обычно оценивает себя завышено. Во втором наблюдается тенденция к умеренному снижению самооценки. В третьем школьник оценивает свои способности и возможности нормально или занижено. Случаи завышенной самооценки в этом возрасте редки.
На формирование самоуважения в этот период существенное влияние оказывает учебно-воспитательный процесс, в частности, успеваемость в школе. Дети младшего школьного возраста, по сути, еще малыши, поэтому при нарастающей неуверенности и снижении самооценки у чада не стоит акцентировать внимание на неудачах в учебе.
В средних классах детям свойственно оценивать себя объективно. Происходит закономерное взросление, совершенствуется способность к самоанализу.
Но заниженная самооценка у ребенка среднего школьного возраста возможна и чаще связана со сложностями в общении со сверстниками, чем с учебным процессом. Мнение о нем одноклассников выходит на первый план в системе ценностей.
Ребенок превращается в подростка, но по-прежнему нуждается в одобрении и внимании родителей. На этом этапе важно проявлять интерес к его увлечениям и предоставлять больше возможностей для развития самостоятельности. Тотальный контроль и чрезмерные требования к успеваемости снижают самооценку подростка.
Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.
Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.
Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.
Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:
Чтобы повышение самооценки у детей не стало для вас проблемой в будущем, принимайте меры по ее адекватному развитию с самого раннего возраста.
Практически все родители уверенны, что воспитывают ребенка правильно, опираясь на опыт из своего детства. Но, даже действуя из лучших побуждений, можно допустить множество ошибок.
Простые правила, помогающие сформировать нормальную самооценку:
Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если:
Воспитать из малыша гармонично развитую личность можно – главное, не переусердствовать с критикой и похвалой. Неуверенность в себе, как и излишняя самоуверенность не приносят человеку пользы в любом возрасте.
Автор: Яна Семич,
специально для Mama96.ru
Самооценку ребенку очень легко опустить ниже плинтуса. К тому же дети общаются не только с родителями, но и с другими взрослыми людьми (родственники, воспитатели, учителя). Отследить кто и как повышает свою гнилую самооценочку за счет ребенка просто невозможно. Остается только профилактическое прокачивание самооценки ребенку.
Вопрос непростой. Самооценку ребенка поднимать необходимо, но важно знать меру, иначе все это перерастет в эгоизм и нарциссизм…
Это очень тонкая грань. У меня сыну 16, ждём выпускных экзаменов и вступительных же. Очень сложно мотивировать, частая смена настроения. Очень тяжело когда вижу, что у него опускаются руки, когда он говорит, что у него ничего не получится, когда утверждает, что он ничего в жизни не может добиться. Хотя он не хуже своих сверстников. По общению гораздо рассудительней.При этом неважно, где я в этот момент, приходиться бросать все дела и успокаивать его.
«Говорить, что другие дети сильнее, умнее, успешнее него»… у нашей бабушки просто хроническое — моей дочери она расказывает какие замечательные и умные дети у кого-то там, какая она была молодец в ее возрасте (как мы это проверим???))) да никак) Другому внуку она расказывает как круто что-то там умеет мой ребенок. Вообще-то это нормально, что ребенок старше умеет что-то лучше, чем ее 4-5 летний брат. В общем это клиника и это не лечится по ходу.