Школьные годы чудесные… Хорошо, если это так. Но чаще дети вспоминают школу с ужасом, а некоторые до сих пор ненавидят образовательный процесс. И дело не только в натянутых отношениях с одноклассниками или нежелании рано вставать. Нередко причиной негатива становится преподаватель. Отсюда — низкая успеваемость, дурное поведение, отказ ходить на уроки.
Мы расскажем, как распознать и что делать, если вам достался плохой учитель. Поможем разобраться в его компетенции и определить, всегда ли объективны требования к ребенку.
Нередко дети сами доводят преподавателей и портят с ними отношения. Особенно часто это происходит в подростковом возрасте. Но как бы ни вели себя ученики, учитель обязан находить с ними общий язык. К сожалению, не каждый педагог может и хочет наладить контакт с ребенком.
Определить, что вам попался плохой учитель, можно по нескольким признакам.
Подобное отношение к предмету сказывается в первую очередь на образовательном процессе и учениках. Педагог, которому неинтересен собственный предмет, плохо доносит материал до школьников. Они не усваивают урок, а в ответ слышат: «Сами виноваты, учить надо».
Даже если весь класс понял материал, а проблемы возникли у малой части, учитель не должен относиться к этому безразлично. Его задача — донести знания до каждого.
Конек плохого учителя — авторитарный стиль. Он единолично решает вопросы жизнедеятельности класса, не считаясь с мнением детей. Определяет цель, исходя только из своих интересов.
Любое неповиновение воспринимается как посягательство на авторитет и вызывает бурю гнева с криками и оскорблениями, применением репрессий.
Другая сторона плохого учителя — попустительский стиль преподавания. Из-за незнания предмета и нежелания работать на уроке, такие педагоги идут по пути наименьшего сопротивления. Они вступают с учениками в якобы приятельские отношения, позволяют списывать и нарушать дисциплину.
Безусловно, лояльность менее опасна для психики, чем жесткое давление на неокрепшую личность. Но нормальных знаний такой учитель не даст. Это очень плохо скажется на дальнейшем образовании школьника.
Плохой учитель не заинтересован выкладываться на уроках и давать дополнительный материал в интересном формате. Он ограничивает обучение только материалами из ученика, отказывается отвечать на вопросы любознательных школьников. Снижает оценку за то, что ребенок отступил три клеточки вместо двух, пишет на полях или неразборчиво.
Плохой преподаватель не видит в школьнике человека, не проявляет заинтересованности в его судьбе, а относится как к предмету работы, за которую получает деньги.
Плохие преподаватели ставят себя на несколько ступеней выше, чем ученики. Хвалятся и сравнивают школьников с собой, принижая их чувство достоинства. А чтобы усилить воздействие и подчеркнуть влиятельность, выбирают любимчиков. Ничем хорошим такое разделение класса на «хороших» и «плохих» не закончится.
В общении с родителями и учениками плохой учитель проявляет предвзятость и дает всему субъективную оценку. Он предъявляет высокие требования к детям, перекладывает свои обязанности на плечи мам и пап, остро реагирует на критику.
Процесс общения у такого учителя быстро переходит в выяснение отношений с поисками виноватого. Плохими оказываются все вокруг, и в первую очередь ребенок. Преподаватель занижает оценки, оценивая не знания, а свою некомпетентность.
Если сын или дочь постоянно жалуются на плохое отношение учителя, регулярно приносят плохие отметки, корпя над домашними заданиями, нужно выяснить, в чем дело. Важно разобраться, действительно дело в поведении преподавателя или ребенок просто не хочет учиться и ищет способы уйти от ответственности.
Если проблема действительно в педагоге, решать проблему нужно немедленно.
Итак, что делать, если попался плохой учитель:
Плохой учитель не приговор. Справиться с ним можно. Все были в школьном возрасте и помнят, каково это — столкнуться с неприятным педагогом. Поэтому каждый взрослый обязан искать методы решения и урегулирования конфликта с преподавателем. Это в интересах ребенка.