Дислексия у ребенка проявляется в расстройстве навыков чтения, письма, распознавания букв и символов. Малышу сложно собрать буквы в слова и произнести их вместе. При этом дети, страдающие такой особенностью, полностью сохраняют интеллект, хорошо развиты творчески и часто мыслят нестандартно.
Нарушение обычно проявляется в школьном возрасте, при освоении счетных операций и чтения. Но на некоторые признаки дислексии можно обратить внимание раньше, если уметь их распознавать.
Дислексия – это не болезнь, а нейропсихологическая особенность развития. Она вызывается органическими повреждениями и расстройствами психических функций, связанных с навыками чтения, письма, восприятия информации. При своевременной коррекции дислексию можно свести до минимума, не мешающего обучению и полноценному развитию ребенка.
Определить конкретную причину дислексии медики пока не могут. Исследования показали, что привести к развитию проблемы могут разные факторы, но все они вызывают нарушения в работе мозговых структур.
Наиболее частые причины дислексии:
Спровоцировать дислексию у ребенка, если есть предрасположенность, могут социальные факторы. Чрезмерная обучающая нагрузка или, наоборот, полное игнорирование развитие ребенка, дефицит общения, неблагополучное окружение – все это влияет на развитие навыков ребенка.
Симптомы дислексии имеют широкий спектр проявлений. Часть зависит от вида нарушения и возраста ребенка, другие проявляются в определенной обстановке. Но существуют общие признаки, которые встречаются у большинства детей:
Приложение больших усилий при обучении утомляют ребенка. Он быстро устает, жалуется на головную боль. В результате усиливается неприятие к учебе, ребенок стремиться избежать занятий. Вместе с этим может появиться неуверенность и пониженная самооценка. Подробнее о том, какие проблемы могут начаться, когда ребенок пошел в первый класс и что с ними делать →
Несмотря на расстройство навыков чтения и письма, у ребенка сохраняются общие интеллектуальные способности.
Признаки дислексии очень разнообразны и могут быть схожи с проявлением других нарушений. Поэтому диагностикой занимается специалист — логопед или психолог. При необходимости назначают консультации невролога, окулиста.
Специалист изучает жизнь малыша с рождения, обращает внимание на особенности артикуляции и моторики. В дошкольном возрасте оценивается способность воспринимать изображения, буквы, слога, устную речь, правильность произношения звуков, умение самостоятельно одеваться. У школьников проверяют качество письма, усидчивость, успехи в физическом развитии.
Коррекцией дислексии у ребенка традиционно занимается логопед. Он проводит специальные занятия, подбирает упражнения. Назначаются занятия с дефектологом и психологом, возможно наблюдение у невролога.
Родителям, воспитывающим ребенка-дислексика, нужно быть готовым к постоянным занятиям, посещениям логопеда. Необходимо пересмотреть свое отношение к проблемам обучения и постараться адаптировать получение знаний к способностям сына или дочери. Подробнее о стилях воспитания и их влиянии на ребенка →
Рекомендации родителям:
Каждый ребенок — особенный. Задача родителей — вовремя распознать дислексию, не перепутать ее с нежеланием учиться, ленью, невнимательностью или незаинтересованностью. И обратиться к специалисту. Не стоит бороться с нарушением в одиночку.