Знакомство с миром, обступающим нас повсюду, осуществляется с первых дней жизни. В пятимесячном возрасте малыш уже может распознавать некоторые окружающие предметы и проявляет интерес к обстановке.
Для ребенка все вокруг является новым и представляет огромный интерес. Ему хочется обследовать любой встретившийся предмет, любую ситуацию. Ребенку нужна для этого помощь взрослого.
Взрослый должен не только давать объяснение увиденному, но и приводить его в отождествление с действительностью. Ребенок должен ощущать родительское неравнодушие к своим интересам и возникающим проблемам. Благодаря этому неравнодушию у ребенка формируется любовь к родителям и доверие к миру.
Очень полезными для ознакомления с окружающим миром являются прогулки. К концу пятого месяца у некоторых малышей уже состоялся переход от лежачего положения ребенка в сидящее, что дает возможность более детально рассматривать и знакомится со всем, что заинтересует малыша.
Ребенок словно впитывает все образы, которые предлагает улица: дома, машины, людей, деревья, животных, птиц, набирается впечатлений, узнает новые звуки и запахи. Все это становится толчком к обозначению увиденного словами, и как следствие, развитию речи.
Ребенок учится сравнивать то, что он увидел и услышал, делает первые открытия. В его речи появляется первый лепет из слов – подражаний, первые попытки соотнести слово и предмет: «ава», «ж-ж-ж» (шум мотора, жужжанье жука).
Звуки, которые малыш слышит на улице во время прогулок оставляют в его памяти более сильное впечатление, чем те, что он слышал дома. Желание поделиться впечатлениями об увиденном с домашними, побуждает его к воспроизведению первых слогов. Активный, подвижный малыш лучше развивается в эмоциональном плане, без которого, кстати, личностное развитие не возможно.
Прогулки имеют большое значение для развития пятимесячного малыша, потому что во время них совершенно естественно возникают различные ситуации, в поле зрения ребенка попадают разнообразные предметы, побуждающие к обогащению словарного запаса. Во время прогулок нужно стараться рассказывать обо всем увиденном, зрительный образ подкреплять словами, обращать внимание не только на обозначение предмета, а и на его признаки и действия.
Можно понаблюдать за игрой деток постарше в песочке и рассказать о свойствах песка: он желтенький, беленький, светленький, дополнять речь нужно словами синонимами – мокрый, влажный, сырой, учить сравнивать свойства предметов – утром песочек от росы (или после дождя) был влажным, холодным, а днем под лучами яркого солнышка высох, стал сухим и теплым. Если песок чистый дайте в ручку вашему карапузу.
Расскажите, обращать внимание ребенка на его особенности: сухой песочек сыплется, а мокрый – нет, из мокрого песочка получаются различные фигурки, потому что он скрепляется водичкой. Все действия окружающих деток, должны сопровождаться вашим рассказом: погрузка машины песком, работа совочком, лепка фигурок должны сопровождаться маминым комментированием.
Слыша различные формы одного и того же слова: песок, песочница, песочек, песчаный, ребенок постигает красоту и многообразие родного языка, он учится отличать «добрые», «злые», «маленькие», «большие» характеристики слов (камешек – каменюга, песок-песочек, ведерко-ведро и т.д.).
Песочница предоставляет замечательную возможность рассмотреть и охарактеризовать камушки. Они такие разноцветные и разные: беленькие, серенькие, красненькие, в точечку, в пятнышки, с отверстиями, дырочками, ямочками и т.д.
Использование различных по звучанию словопроизношений инициирует процесс формирования фонематического слуха и эмоциональности ребенка (камушки, щебенка, галька – каменюги, булыжники).
Большой простор для развития речи дает наблюдение за транспортом. Обсуждению подлежит их цвет, скорость движения, размеры. Трамваи, тракторы, различная техника привлекает своими звуками: она тарахтит, шумит, едет медленно. Большой полет для звукоподражания и первых слогов.
Развитию связной речи, внимательного отношения к окружающему миру способствует разглядывание деревьев, травки, цветочков. Они красивые, желтенькие, зелененькие, разноцветные, большие, маленькие.
Широкие возможности для обогащения словаря дает также наблюдение за птичками. Их можно покормить, посчитать. Они бывают веселые, задумчивые, хитрые, ленивые, сообразительные, шустрые, неповоротливые, пугливые. У ребенка развивается не только речь, а наблюдательность и внимание.
При ознакомлении ребенка с окружающим миром речь мамы должна быть спокойной, неторопливой, понятной малышу, он должен поймать интонацию голоса, понять особенности построения фразы.
Любознательность присутствует с первых месяцев жизни. В пятимесячном возрасте основная потребность ребенка – это познать окружающий мир и себя в нем. При этом опора делается, конечно же, на сенсорное познание. Ребенок познает мир благодаря ощущениям, чувственному восприятию и наглядному представлению, и лишь позже переходит к образному и логическому мышлению.
Автор: Загудайлова Галина
Ребенок в начале своего развития очень любознателен, ему все ново и все интересно, он познает окружающий мир. И задача родителей не только показывать ему что-то новое, но и максимально доступно объяснять для чего это нужно и как этим пользоваться. Ведь даже самые простейшие игрушки для малыша пока в диковинку…