Воспитание детей в Древней Руси было строгим и суровым, подчиненным множеству условностей. Ребенка не считали человеком, относились к нему как к заготовке будущего члена общества. Русичи верили — от того, что заложено в детстве, зависит судьба не только конкретного отрока, но и всего племени.
В основе воспитания лежали религия и почитание старших. Древняя Русь проповедовала идеи Ветхого Завета — во многом жестокие и требовательные. По нему исполнение сыновнего долга уподоблялось служению Богу, пренебрежение им приравнивалось к святотатству. Популярным приемом воспитания была порка. Считалось, то без нее нельзя вырастить хорошего человека.
Огромное значение наши предки придавали воспитанию в детях уважения к старшим, любви к родной земле, готовности защитить ее от неприятеля, трудолюбию и доброте к людям. Ребенка с ранних лет готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Крестьянские отпрыски не знали грамоты, но умели с ранних лет делать всю работу по дому. Купеческие чада учились вести торговые дела, понимали счет и письмо, наследники правителей приучались к выполнению государственных дел, заботе и защите подданных.
В раннем детстве, лет до 3-4, воспитанием детей в Древней Руси занималась мать. Кроха помогал ей в хозяйственных делах, бегал с мелкими поручениями. Разделения по сословиям не было.
Лет с пяти мальчиков привлекали к мужскому труду — брали с собой на поле или в лавку, усаживали рядом с отцом-князем. Девочек учили хозяйственным обязанностям: шить, прясть, печь хлеба, вышивать, ухаживать за скотиной. Детям рассказывали древние сказки и легенды. Княжеских детей в 1-3 года сажали на коня и давали в руки меч.
До трехлетнего возраста все дети, и мальчики, и девочки, бегали в мешках с прорезями. И только потом их облакали в длинную льняную рубаху. Связано это было с частой детской смертностью и рачительностью хозяйки — выживший получал наряд.
С 7 лет ребенка в Древней Руси считали отроком или отроковицей. Мальчикам теперь полагались штаны, они полностью переходили в распоряжение отца, выполняли все мужские обязанности. Девочки оставались под руководством матери, начинали носить длиннорукавные посконные рубахи до голени с пояском или сарафан.
В детях, независимо от сословия, воспитывали умеренность в еде, уважение к хлебу, преподавали основы веры, готовили к взрослой жизни. Учили петь, разбираться в церковных обрядах, кланяться старшим, быть вежливыми и учтивыми.
Воспитанием мальчиков занимался мужчина, приучая их к труду, а с 12 лет и к военному делу. Жили юноши отдельно от матери, учились сдержанности в эмоциях и действиях, готовились стать поддержкой женщине, обеспечивать свою будущую семью. Подробнее о современных принципах воспитания, которые вредят детям →
С детства мальчику в Древней Руси внушали, что он мужчина, защитник, воин.
Большое значение в воспитании дочерей придавалось набожности, целомудренности и скромности. Прививалось почтение и уважение к представителям мужского пола. Выходя замуж, девушка из-под власти отца полностью переходила в подчинение мужу. Отец дарил зятю плеть, чтобы теперь он воспитывал жену.
Незамужние дочери помогали матери по хозяйству, возились с младшими братьями и сестрами.
В Древней Руси были обряды, которые исполняли по мере взросления детей. Первым шло «посажение» на коня. Мальчика в возрасте до 3 лет в присутствии отца, деда и других близких родственников мужского пола усаживали в седло и провозили три круга.
Отроковицы в 15 лет проходили обряд заскакивания в поневу, которая использовалась как юбка. Ритуал знаменовал конец детства, начало девичества, показывал, что девушка готова к замужеству.
Волосы в Древней Руси стригли по серьезным датам. Например, обрезание косы практиковалось на свадьбе. Легкое укорачивание волос отмечало стадии взросления. Первый раз ребенка стригли в год, затем каждый Чистый четверг.
Первые уроки дети получали от матери, она учила их писать и читать. Поэтому грамотные невесты ценились в Древней Руси. Если ребенок проявлял талант в каком-то деле — с 7 лет к обучению подключался сведущий в этом человек.
Глубокое образование для крестьянских детей было недоступно до начала XIX века.
Основы семейного воспитания в Древней Руси просматривались в заветах государственных деятелей того времени. Они призывали учить детей любви, мужеству, почитанию старших, приветливости и отзывчивости. Защищать родину от врагов, не давать в обиду сирот и вдов. Именно стремление делать добро ставилось во главу воспитания несмотря на строгость самого процесса.