Телемедицина – направление медицины, основанное на передаче медицинской информации через интернет. Она создана с целью улучшения качества услуг в сфере диагностики и лечения пациентов.
Чтобы понять, насколько она полезна для «телепациентов», необходимо знать, как это работает и что нужно, чтобы получить консультацию квалифицированного специалиста.
Реклама
Реклама
Что это и как работает
Телемедицина не имеет ничего общего с телевиденьем. Данное понятие касается исключительно сферы здравоохранения. Это предоставление медицинских услуг посредством средств телекоммуникации, когда пациент и врач могут общаться, находясь на расстоянии.
Телемедицина объединяет все элементы системы здравоохранения – больницы, поликлиники и органы управления. Создается единая база электронных карт пациентов, что значительно упрощает работу мед персонала.
Как работает телемедицина? Чтобы получить консультацию от лечащего врача, необходимо оформить услугу через электронную подпись. Оба участника должны быть идентифицированы в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В противном случае консультация невозможна.
ЕГИСЗ создана для обмена информацией между врачами и пациентами, медицинскими и фармацевтическими организациями.
Однако, программа телемедицины еще не работает. Запущен пилотный проект, который находится в стадии тестирования. Система ЕГИСЗ в разработке.
Основные направления телемедицины:
Телемедицинские консультации. Это передача информации по телекоммуникационным каналам. Существует 2 вида – отложенные и консультации в режиме реального времени. Первая разновидность осуществляется посредством электронной почты, вторая – видеосвязи.
Телеобучение. Предполагает проведение конференций, семинаров, лекций. Это возможность повышения квалификации без отрыва от работы. Слушатели и выступающие могут быть из разных стран. Разновидностью является трансляция хирургических операций. Для этого задействуются сетевые видеокамеры. Трансляция может быть использована с целью обучения студентов или контроля процесса более опытным доктором.
Системы дистанционного биомониторинга. Применяются для контроля за состоянием здоровья пациентов с хроническими заболеваниями, а также за мониторингом самочувствия работников предприятий. В случае угрозы жизни датчики, встроенные в одежду, мобильный телефон или другие аксессуары, посылают сигнал в медицинский центр. Разновидностью этого направления является домашняя телемедицина. Ее задача – контролировать состояние здоровья пациента, который проходит лечение в домашних условиях.
Реклама
Реклама
В зависимости от того, в какой отрасли применяются телекоммуникационные технологии, существуют такие виды телемедицины:
Телемедицина в медицинской практике. Это возможность получить консультацию терапевта, офтальмолога, стоматолога, аллерголога и других специалистов. Отдельно стоит выделить телемедицину в стоматологии. Она предоставляет возможность дешевого лечения, легкого доступа к консультированию, за счет чего пациенты будут чаще обращаться к стоматологу и вовремя предпримут нужные меры.
Телемедицина в лабораторной диагностике. Основным направлением является расшифровка анализов и предоставление дистанционных консультаций. Услуги доступны круглосуточно, независимо от региона проживания.
Реклама
Реклама
Благодаря чему телемедицина стала возможной
История телемедицины в России начинается с 1995 года, когда в Санкт-Петербурге была проведена первая видеоконсультация. По некоторым данным, развитие данного направления происходило в 70-х годах.
Начиная с 1995 г. российский рынок телемедицины постепенно развивался. Создавались корпоративные телемедицинские сети, состоялась интеграция с мировым электронным пространством.
В 2017 году произошел важный этап в развитии телемедицины в России, был принят закон о применении информационных технологий в сфере охраны здоровья. Благодаря ему врачи на законных основаниях могут оказывать медицинские услуги удаленно.
Какие проблемы решает и насколько эффективно новое направление
Основные задачи телемедицины:
сделать медицину доступнее, предоставить высококачественные медицинские услуги сельским жителям;
выдать рецепт на лекарство, справку или выписку из истории болезни через интернет;
расшифровать результаты медико-лабораторных исследований;
контролировать распространение тяжелых недугов;
снизить стоимость первичных медицинских услуг;
обмениваться опытом с коллегами-медиками в сфере диагностики и лечения болезней.
Ее необходимость в первую очередь обусловлена тем, что преимущественно жители крупных городов имеют доступ к качественным медицинским услугам – опытные врачи, современное оборудование. В сельской местности отсутствуют медицинские центры, а в государственных клиниках зачастую нет нужных специалистов. Чаще принимает лишь терапевт, проводятся примитивные лабораторные анализы.
Из-за недостаточной информированности населения существуют мифы о телемедицине:
В случае болезни не нужно посещать врача. Это не правда. В большинстве случаев без очной консультации не обойтись, например, ЛОР не сможет осмотреть уши, нос.
Врач дистанционно сможет поставить диагноз. Законом это запрещено. Диагноз может быть поставлен только на приеме.
Врач не несет ответственность при назначении лечения дистанционно. Это миф. Врач несет полную юридическую ответственность за свои действия, поэтому он не может назначить лечение на первичной онлайн-консультации. Доктор имеет право только скорректировать терапию, если предварительно был очный осмотр.
Чтобы понять какие выгоды получают пациенты, стоит рассмотреть плюсы и минусы телемедицины.
К достоинствам принадлежат:
оперативная врачебная помощь, в том числе от специалистов узкого профиля, врач находится в «круглосуточном» доступе;
экономия времени на личном общении в кабинете доктора, отсутствие очередей;
возможность получения консультации даже находясь за границей;
решение проблемы нехватки медицинских кадров;
сокращение затрат на здравоохранение.
Правилами страхования также предусмотрена телемедицина. В случае ухудшения самочувствия человек может получить консультацию по видеосвязи, независимо от того, в какой стране он находится.
Несмотря на то что законом предусмотрено дистанционное лечение, не приходить на прием к врачу вовсе не получится. Доктор может только наблюдать за состоянием здоровья пациента, дать рекомендации по профилактике болезни, однако поставить точный диагноз или назначить лечение невозможно. Врач в своих заключениях основывается только на информации, предоставленной пациентом, которая может быть искажена. Чтобы получить лечение, необходим очный прием.
Другие недостатки телемедицины:
отсутствие интернета в малообеспеченных семьях, у пожилых пациентов;
невозможно корректно оценить состояние пациента без осмотра;
не решенный вопрос с заменой бумажных носителей электронными;
услуги телемедицины платные.
Данное направление медицины в большей степени ориентировано на молодое население. Оно не решает в полной степени проблему организации медицинской помощи.
Основные игроки на рынке
Источник: medkompas.ru
Основные игроки:
Клиники с офлайн-услугами, например, «АВС медицина», «Доктор рядом». Это медицинские центры, которые принимают очно и консультируют дистанционно.
Онлайн-клиники, например, «Мобильный доктор». Предоставляют медицинские услуги.
Агрегаторы с функцией записи к врачу, например, «Яндекс. Здоровье». Предлагают консультацию онлайн.
Телемедицинские платформы для офлайн-клиник. Они продают свои услуги медицинским центрам.
Провайдеры, например, «Онлайн Доктор» или «Педиатр 24/7». Это площадки для врачебных консультаций.
Онлайн- и офлайн-клиники должны иметь медицинские лицензии.
Телемедицина создана для улучшения состояния здоровья граждан, которые из-за невозможности получения медицинских услуг, нехватки времени или нежелания обращаться в больницу занимаются самолечением. Это шанс оздоровить нацию, однако систему необходимо усовершенствовать, корректировать под потребности всех верст населения.
Источники:
Баранов А. А., Вишнева Е. А., Намазова-Баранова Л. С. Телемедицина – перспективы и трудности перед новым этапом развития. – Педиатрическая фармакология, 2013
В 2012 г. окончила Медицинский институт Сумского государственного университета. Получила высшее образование по специальности «Педиатрия» и квалификацию врача.
В 2012-2013 гг.– была лечебно-профилактическая деятельность в Сумской областной детской больнице.
В 2013-2015 гг. работала участковым педиатром в Детской поликлинике №2.
На данный момент нахожусь в декретном отпуске. В свободное время занимаюсь вышиванием и вязанием, изучаю английский язык.
у нас колики очень тяжело проходили. и массаж делала, и на животик чаще старалась выкладывать, и грелку клала на животик. ну вот когда стала давать ка...