Когда ребенок рождается, то он еще ничего не знает о себе. Родители своими словами и действиями сообщают ребенку о том, какой он: хороший или плохой, умный или глупый, красивый или страшный, достойный любви или недостойный.
Родители со здоровой педагогической позицией внушают своему ребенку, что он самый лучший, самый любимый, самый красивый, ценный. Однако не всем детям везет с родителями. Да и в хороших семьях иногда проскальзывают фразы, которые вызывают у ребенка чувство вины. Не нужно паниковать и ругать себя, достаточно заменить их другими выражениями.
Зачатие и рождение ребенка – выбор родителей. Малыш не просил об этом. Он не несет ответственности за то, что мама не смогла доучиться или не смогла после декрета продолжить самореализацию в трудовой сфере. Однако, повторяя такую фразу, родители убеждают ребенка в обратном: он виновник их несчастий или бедности.
«С тобой моя жизнь обрела новый смысл. Я люблю тебя и очень рада тому, что ты у меня есть». Ребенок не должен страдать от ваших проблем. Примите ответственность и обратитесь к психологу, если не можете самостоятельно изменить отношение к ситуации.
Перенос ответственности на ребенка, навязывание ему чувства вины за ошибки родителей. Мужчины уходят от женщин, а не от детей. И даже если дело в испуге, усталости, кризисе после рождения ребенка, то дело только в самих родителях: мужчина оказался слабым или безответственным, женщина – выбрала не того мужчину. Понятно, что ситуации бывают разные, но ребенок не виноват ни в каком случае.
Ребенок не виноват в том, что его родили слишком рано. Или в том, что он родился мальчиком, а не девочкой. Или в том, что родители оказались не готовы психологически и финансового. Однако фразой «Из-за тебя отец ушел от нас» мать внушает ему обратное.
«У нас настали непростые времена, но мы справимся. Я позабочусь о тебе. Ты ни в чем не виноват. Я люблю тебя».
Чаще всего мама или папа говорит такую фразу после родительских собраний или того, как воспитатель рассказал об очередной драке в детском саду.
Что на самом деле скрывается за этими словами? Родители боятся общественного осуждения. Они боятся, что кто-то усомнится в их состоятельности как родителя. В общем, «что люди-то скажут?»
Вместо того чтобы разобраться в истинных причинах проблем, родители пытаются сделать ребенка удобным для них, навязывают чувство стыда. И им это удается. Ведь каждый ребенок любит родителей, не хочет их расстраивать.
Правда, ситуация будет повторяться снова и снова, потому что ребенком движут бессознательные процессы. И от навязанного чувства стыда он будет чувствовать себя еще хуже.
«Расскажи, что случилось. Я постараюсь помочь тебе». Важно сохранять самообладание, расположить ребенка к себе, вывести на доверительную беседу и разобраться в причинах проблем.
Иногда эта фраза имеет продолжение. Например, такое: «Не видишь, я деньги тебе на еду и одежду зарабатываю».
С продолжением или без него эта фраза оказывает разрушительное влияние на ребенка. Он чувствует себя ненужным, лишним, да еще и виноватым в том, что отвлекает родителя от важных дел или в том, что родителю из-за нужд ребенка приходится так много работать.
«Я очень хочу поиграть / поговорить (что-то еще) с тобой, но мне нужно закончить отчет. Подожди, пожалуйста, полчаса. Выбери пока, чем мы займемся потом». Важно сдержать обещание.
Обычно такой фразой родители пытаются повлиять на поведение ребенка, добиться послушания. Однако ребенок воспринимает это примерно так: «Твои эмоции, желания и потребности никому не интересны. Даже не пытайся выражать свое мнение».
В этом случае нужно действовать по ситуации. Например, если ребенок кричит или прыгает по сиденьям в автобусе, то можно сказать следующее: «Для криков и прыжков есть специально отведенные места. Давай потом сходим в батутный центр? А пока давай вместе посмотрим мультик на телефоне?»
Ребенок кричит и прыгает, потому что нуждается во внимании, активности. Дайте ему это, научите его поведению в социуме без ущерба личных интересов.
Фразы, подавляющие индивидуальность ребенка и внушающие установку «Я плохой». Плач – нормальный акт проявления эмоций как для мальчиков, так и для девочек. Нужно, наоборот, поощрять выражение и проговаривание чувств. Необходимо помочь ребенку разбираться в этой сложной «науке».
Кроме этого, в вопросах воспитания важно отходить от гендерных стереотипов и обращать внимание на индивидуальные особенности темперамента, структуры личности.
«Ты чувствуешь обиду / злость / разочарование (другое), это нормально. Расскажи мне подробнее, что случилось. Я постараюсь помочь тебе».
Для самооценки и самовосприятия ребенка нет ничего хуже, чем сравнение с другими детьми. Критика, упреки заставляют ребенка чувствовать себя неполноценным, нелюбимым, второсортным, плохим.
Ребенок винит себя за то, что не может быть для своих родителей таким же хорошим, как другие ребятишки. Он ненавидит в себе то, за что его не принимает родитель. Он подавляет свою индивидуальность.
«Я горжусь тобой». Да, у ребенка может не быть особых способностей в математике, но при этом он может иметь талант художника. Да, он может быть непоседливым, но при этом он способен добиться больших высот в спорте. Учитесь видеть особенности и достоинства своего ребенка, помогайте ему раскрывать таланты и направлять энергию в нужное русло.
Хроническое чувство вины из детства отражается на всех сферах жизни взрослого человека. Ему сложно построить карьеру, создать семью или выстроить продолжительные дружеские отношения. Внутри такого человека живет маленький, израненный ребенок.
А также внутри него постоянно звучит голос родителя: «Опять ты меня позоришь», «Как тебе не стыдно», «Почему ты не можешь жить, как все нормальные люди» и т. д.
Человек сам для себя становится строгим, деструктивным родителем. Из-за этого чувство вины, комплексы и другие проблемы только укореняются. Поэтому в процессе воспитания ребенка так важно обращать внимание на каждую мелочь, каждое слово.