Еще совсем недавно (до конца прошлого века) родители левшей заставляли своих детей переучиваться на правую руку. Считалось, что если ребенок левша – это врожденный дефект, который требуется исправить. Сейчас это не считается недостатком, и в какой-то степени даже признается преимуществом – у детей-левшей активнее работает левое полушарие мозга, отвечающее за творчество и фантазию, что позволяет им преуспевать в рисовании, музыке и т. д.
Кроме того, есть и другие интересные факты, доказывающие, что левши хорошо адаптируются к внешним условиям.
Как уже упоминалось ранее, дети-левши воспринимают мир с творческой точки зрения, и, как правило, не очень сильны в точных науках. В целом, это нельзя однозначно назвать проблемой, поскольку люди искусства нужны миру так же, как и ученые. Тем не менее, такое погружение в мир фантазий может негативно сказаться на повседневной жизни – например, дети-левши легко теряются в ситуациях, когда им необходимо тщательно выстроить в голове причинно-следственные связи.
Еще один минус такого типа мышления – повышенная эмоциональность. Левши ярко переживают любые эмоции, как положительные, так и отрицательные. Это тоже не так уж и плохо, но может привести к расстройствам на нервной почве и сложностям в социальных взаимодействиях.
Кстати, многие известные писатели и общественные деятели предпочитали творить именно левой рукой – например, Александр Пушкин, Лев Толстой, и, конечно Николай Лесков, рассказавший миру о Левше, который смог подковать блоху. Среди политиков тоже немало левшей: Рональд Рейган, Авраам Линкольн, Барак Обама, Махатма Ганди, Фидель Кастро, Александр Македонский и многие другие.
Ученым тоже зачастую необходимо образное мышление – иначе не совершить революционный прорыв в сфере их деятельности. Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи и Фридрих Ницше – все эти люди были левшами.
И, наконец, возвращаясь к творческим людям, нельзя не упомянуть таких знаменитых левшей, как Чарли Чаплина, Анджелину Джоли, Пола Маккартни, Джимми Хендрикса, Мерлин Монро, Вольфганга Амадея Моцарта, Себастьяна Баха и Никколо Паганини.
Точной информации на данный момент нет, но приблизительный подсчет показал, что среди 8 миллиардов людей, живущих на Земле, лишь около 500 миллионов являются левшами. Историки считают, что раньше (от нескольких сотен, до нескольких тысяч лет назад) их было значительно больше, однако в разные времена от левшей избавлялись под разными предлогами. Их обвиняли в колдовстве, считали, что они заключили сделку с темными силами или просто недолюбливали, потому что они жили не так, как большинство других людей.
Сейчас к левшам относятся спокойно, их уже не пытаются «обратить в свою веру» правши, так что численность людей с ведущей левой рукой увеличилась.
Это значит, что они могут сами выбирать, какая рука у них будет ведущей в конкретной ситуации. Некоторые левши самостоятельно решили доучиться, не отказываясь от своей предрасположенности к выполнению всех задач левой рукой. Других же пытались переучить родители, но не преуспели в этом – зато получилось так, что подросшие дети одинаково хорошо развиты как в творческом плане, так и в точных науках, что тоже неплохой результат.
Дух бунтаря живет в таких детях с самого рождения – кому-то это помогает преодолевать жизненные неурядицы и становиться сильнее, другим же приносит неприятности. Все зависит от конкретного человека и его окружения. Например, лидер группы Nirvana Курт Кобейн был левшой – с одной стороны, это помогло ему быстрее освоить инструменты и писать музыку, которая на тот момент оказалась актуальной и популярной среди молодежи, но обратной стороной медали оказались затяжные депрессии, психические отклонения и, как следствие, наркотическая зависимость.
Правши тоже иногда хотят научиться писать левой рукой – кому-то просто любопытно, получится ли у него, а кто-то таким способом хочет «активировать» левое полушарие мозга, чтобы лучше справляться с творческими задачами. Исследования показали, что левшам гораздо легче освоить письмо правой рукой, а вот правши, как правило, сталкиваются с серьезными сложностями при изменении ведущей руки.
Тем не менее, если человек пишет левой рукой, это не значит, что он левша. Во-первых, существуют уже упомянутые ранее амбидекстры, а во-вторых, есть те, кто просто предпочитает писать левой рукой, выполняя все остальные задачи правой.
Творческое восприятие мира может мешать детям-левшам – например, в детском саду они могут раскладывать предметы по цветовому признаку, а не по их назначению. С точки зрения самого ребенка, все в порядке, он не видит ничего неправильного в своих действиях. А вот воспитателей и учителей этот подход может не совсем устраивать – ведь в задачу взрослого входит подготовка детей к жизни в социуме, где другой взгляд на мир обычно создает сложности для ребенка.
Дети-левши могут путать слова в предложениях или использовать их сокращенные версии – ребенку важно передать эмоциональную составляющую, а не содержательную часть.
Практически все вещи в современном мире адаптированы для правшей, поскольку их на данный момент подавляющее большинство. Так что детям-левшам бывает сложно приспособиться, например, к ножницам, которыми они выстригают что-нибудь из бумаги или картона. Сложности возникают и при использовании тетрадей и блокнотов на спиралях или кольцах, поскольку только что написанный текст легко смазывается тыльной стороной ладони.
Если взрослые принимают тот факт, что ребенок левша, то они объясняют ребенку, как пользоваться привычными для правшей предметами. Но чаще всего детей просто обвиняют в неаккуратности, хотя они и не виноваты в том, что отличаются от остальных.
Способность моментально переходить от одного занятия к другому присуща большинству детей, вне зависимости от их ведущей руки. Однако левши делают это максимально непринужденно и не понимают, что в этом такого удивительного. Например, ребенок-левша может с одинаковым удовольствием сначала позаниматься спортом, после чего сразу же переключиться на музыкальные инструменты или рисование.
Дети-левши могут прочитать букву как слева направо, так и снизу вверх и наоборот. Картинки они рассматривают и рисуют таким же способом, поэтому им сложно распределять свободное место на чистом листе. В итоге получается, что их рисунки расположены вплотную друг к другу, хотя для новых картинок остается достаточно свободного пространства.
У взрослых левшей эта особенность проявляется не так ярко, как у детей, поскольку они учатся самостоятельно контролировать свои ощущения. Ну а ребенок-левша утомляется значительно быстрее детей с ведущей правой рукой – информация лучше усваивается, если делить занятия на блоки по 15-20 минут с небольшими перерывами между ними.
Такая особенность левшей мешает им сначала в школе, где уроки длятся по 40-45 минут, а затем и в высшем учебном заведении, одно занятие в котором растягивается до 90 минут.
Несмотря на очевидные сложности адаптации ребенка-левши в современном мире, большинство психологов не рекомендуют насильственно переучивать детей на правую руку. Считается, что если человек изначально расположен выполнять задачи левой рукой, то стоит поддержать его особенность и помогать в развитии творческого потенциала. В крайнем случае можно доучить ребенка, сделав из него амбидекстра – так он сможет самостоятельно выбирать оптимальный способ выполнения различных действий в зависимости от сложившейся ситуации.