Детские сады в разных странах имеют свои особенности. В каких-то нет дневного отдыха, в других каждому ребенку подбирают индивидуальный режим, а есть страны, в которых государственных дошкольных учреждений вообще нет. Рассмотрим особенности детских садов разных стран.
В Великобритании есть как частные, так и государственные дошкольные учреждения. Первые могут себе позволить только обеспеченные люди, а последние – даже нелегальные эмигранты. Отдать ребенка в государственный детский сад можно с 3-летнего возраста, находиться от там может до 15 часов. Питание в дошкольных учреждениях предусмотрено, но, если так хотят родители и сам ребенок, он может принести еду с собой.
Простуда в Великобритании не считается поводом оставить ребенка дома, родители все равно приводят его в детский сад. Если малыш плохо себя чувствует, то большую часть времени он спит. Вообще для детей дневной сон в государственных дошкольных учреждениях обычно не предусмотрен. А вот подгузники они носят и в 3 года. Памперсы меняют несколько раз в день.
В США очень короткий декретный отпуск, при этом государственных детских садов в стране вообще нет. Родители вынуждены или искать няню, или отдавать ребенка в частное дошкольное учреждение – оба варианта обходятся в очень внушительную сумму.
В частных детских садах малышей принимают с 1 месяца, но можно отдать туда ребенка и позже – вплоть до 4 лет включительно. С 5-летнего возраста дети начинают посещать специальные группы, которые находятся при школах.
Поскольку все детские сады являются частными, общего режима работы у них нет.
Как правило, дети всех возрастов играют вместе, их не разделяют по группам. Есть малыши могут и детсадовскую еду, и приносить обеды с собой из дома. Нередко в дошкольном учреждении малышей кормят фаст-фудом. Обычно эта же традиция сохраняется и в школах.
Детские сады в Германии платные, но для малообеспеченных семей есть льготы. Большинство дошкольных учреждений работают до обеда, однако есть детские сады и с иным графиком. Например, в некоторых ребенка можно оставить даже на ночь.
Питание оплачивается отдельно. Если родителей не устраивает ежемесячная сумма, они могут отказаться он такой услуги и давать детям еду с собой.
Большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и формированию толерантности. Детей не перегружают занятиями, считая, что новые знания они должны получать в школе. В детском саду они лепят поделки, танцуют, рисуют и поют.
Как и в России, в Мексике есть государственные и частные детские сады, но родители все же предпочитают последний вариант. Причем даже те мамы и папы, которые имеют небольшой доход. Все дело в том, что уровень подготовки детей в негосударственных дошкольных учреждениях гораздо выше.
Детский сад в Мексике является обязательным для посещения, как и школа. Декретный отпуск у женщин в этой стране непродолжительный, поэтому в ясли детей берут уже с 1,5 лет. При желании мама может повременить и отдать ребенка в детский сад в 3 года. С этого возраста начинается полноценное образование: детям задают домашние задания и усиленно готовят к школе.
В дошкольном учреждении воспитанники носят форму, где-то дополнительным обязательным атрибутом является бейджик с полным именем ребенка, контактными данными родителей и информацией об известных заболеваниях, которыми страдает малыш.
Питание в мексиканских детских садах возможно только за дополнительную плату, поэтому многие родители предпочитают давать детям ланч-боксы.
Как частные, так и государственные детские сады в этой стране являются платными. В Италии при оплате применяется практика Германии: если семья малообеспеченная, то за посещение дошкольного учреждения положены льготы.
Большинство государственных детских садов работают до 16:30. Если мама или папа не могут забрать малыша в такое время, то кто-то из них должен предоставить справку с работы – тогда ребенок сможет остаться в детском саду еще на 2 часа. Правда, за это придется ежемесячно доплачивать.
В основном все детские сады принимают детей с трех лет. Если оба родителя вынуждены выйти на работу раньше, то к присмотру за детьми подключаются родственники.
В итальянских детских садах малыши изучают английский язык.
В Канаде очень мало государственных детских садов, в основном только частные. В них тоже можно попасть бесплатно, если семья является бедной, правда, такие дети пребывают в дошкольном учреждении не полный день, а всего несколько часов.
Огромное значение в канадских детских садах придают развитию самостоятельности ребенка. Воспитатели могут объяснить и показать малышу, как правильно выполнять те или иные вещи, но делать что-либо за него они не будут.
Воспитатели никогда не повышают на детей голос и уж тем более не применяют физическую силу. Напротив, малышам объясняют, что они должны рассказывать няням в детских садах, если дома их обижают.
В августе все воспитанники израильских детских садов уходят на двухнедельные каникулы. В остальное время они посещают дошкольное учреждение ежедневно, кроме субботы. В государственные детские сады малыши ходят бесплатно. Кроме стандартных занятий, дополнительно они могут заниматься музыкой, посещать ритмику, йогу и даже учить английский язык.
Группы в детских садах Израиля бывают маленькими (8-10 человек) и большими (около 25 человек). По правилам на одного воспитателя должно приходиться не более 10 малышей.
Детей принимают в испанские дошкольные учреждения с 3 лет, но если кто-то из родителей хочет «засидеться» в декретном отпуске, то ребенок может пойти в детский сад только в 6 лет. Малыш должен год посещать садик перед школой – это является обязательным условием, за невыполнение которого родителям грозит административное наказание.
В целом распорядок дня испанских детей в садике мало чем отличается от российского – 2-3 раза они гуляют, пару раз кушают и занимаются с воспитателями.
В отличие от России, в Швеции устроить ребенка в детский сад легко. Оплата зависит от уровня доходов родителей, а также наличия у малыша братьев и сестер: чем больше в семье детей и чем ниже зарплата мамы и папы – тем меньше они платят за посещение ребенком детского сада. Если же доход вообще не позволяет отправить чадо в дошкольное учреждение, то он идет туда бесплатно, но находится в садике меньше по времени, чем другие дети.
В детских садах Швеции большое внимание уделяется физической подготовке. Малыши много гуляют, иногда даже отправляются в своеобразный «поход» – ложатся спать прямо на улице в спальных мешках. Воспитатели не ругают малышей за испачканную одежду – считается, что ребенок по-своему должен изучать окружающий мир. Если для этого ему нужно бегать по лужам и кататься по песку – пожалуйста.
Родители в Финляндии могут отдать детей в садик с 9-месячного возраста. На четырех малышей приходится один воспитатель. Если дети старше 3 лет, то их количество увеличивается до семи. Государственные детские сады более распространены, если же мама и папа сделали выбор в пользу частного дошкольного учреждения, то часть расходов может взять на себя государство.
Прежде чем ребенок поступает в детский сад, к нему приходит воспитатель, чтобы составить индивидуальный график развития. Кроме того, педагог узнает о характере малыша, особенностях его питания, режиме, привычках.
Детские сады в Финляндии начинают работать в 6 утра с небольшим. Как таковых занятий там нет, дети просто делают то, что хотят. Воспитатели лишь следят за тем, чтобы малыши не причиняли вреда себе или друг другу.
Как видите, в разных странах детские сады работают по-своему. Возможно, России следовало бы перенять зарубежный опыт. А в каких странах, по вашему мнению, система дошкольного образования лучше всего налажена? Делитесь мнениями в комментариях.