«Ленивая мама – самостоятельный ребенок». Этот лозунг все чаще проскальзывает в повседневной жизни людей, познающих тонкости родительства. Взрослым, стремящимся максимально упростить свой быт, это утверждение (при грамотном его использовании) окажется очень кстати.
Но прежде чем наслаждаться плодами своих воспитательных трудов, придется хорошенько потрудиться.
Многие считают, что обучение должно проходить в привычных условиях, как бы «само собой», и прилагать для этого какие-то усилия нет необходимости.
Давайте вспомним, насколько сложно нам, взрослым, бывает делать те вещи, которых мы никогда в жизни не делали и даже не видели, как это делается? Наверное, мало у кого получиться, например, идеально вести автомобиль с первого, второго или даже третьего раза, если раньше он никогда этого не делал.
То же самое происходит с детьми. Чтобы приобрести новое умение и закрепить его, потребуется множество попыток, сопровождаемых ошибками и промахами. А помогать преодолевать эти трудности должен опытный инструктор в лице мамы или папы.
Список дел, которые ребенок сможет делать самостоятельно, напрямую зависит от его возраста.
Самообслуживание. Уже в двухлетнем возрасте ребенок способен развивать самостоятельность. На начальных этапах это могут быть элементарные задачи (которые самому малышу дадутся с великим трудом): самостоятельное одевание, хождение на горшок, держание ложки и прием пищи.
Общение с окружающими. Нередко взрослые не дают детям возможности высказаться. Например: мама встречает старую подругу, которая спрашивает у малыша, как его зовут, но ребенок не успевает ответить. Почему? Практически всегда на этот вопрос отвечает мама, не дав сыну или дочери даже попытаться произнести свое имя.
Кстати, врачебная практика показывает, что прежние стандарты речевого развития уже неприменимы к большинству современных детей. Считается, что к 1 году, маленький человек уже должен обладать словарным запасом в 3–4 слова. На деле оказывается, что современный ребенок может начать говорить, достигнув возраста 2, а то и более, лет.
Гигиена и легкие домашние обязанности. Под гигиеной подразумевается не только самостоятельная чистка зубов, но и мытье рук, помывка головы (если волосы не очень длинные), ежедневные умывания и подмывания.
Уже в 4 года ребенок способен самостоятельно собирать игрушки, по необходимости очищать их от грязи, протирать стол после приема пищи, учиться мыть за собой посуду и др.
Помощь в приготовлении пищи. Многие мамы жалуются на то, что их чадо после школы не может сам себя покормить. Причиной этому является все та же гиперопека и отсутствие необходимых для развития самостоятельности условий. Если на протяжении всей жизни ребенок не задумывался о том, как на столе оказывается еда, откуда он узнает, как ее приготовить?
Школьные обязанности. Выполнение домашних заданий – страшный сон каждого взрослого. Но если в 1–2 классе контроль их выполнения неизбежен, то 3 класс – оптимальное время для развития нового навыка самостоятельности.
Конечно, родительский контроль уже выполненного домашнего задания и последующий разбор полетов никто не отменял.
Ответственность за свои поступки. Любое действие влечет за собой ряд последствий. Каждый поступок теперь необходимо обдумывать и анализировать без участия взрослого. Это серьезный, но неотвратимый этап в процессе взросления каждого школьника.
Методики воспитания ежегодно переосмысливаются и дорабатываются, но все они являются усредненными, «сухими» рекомендациями, которые могут стать отличным инструментом в грамотных руках или наоборот – при необдуманном использовании напрочь загубить любые начинания.
Практика показывает, что самый трудный этап в развитии детской самостоятельности – неспособность родителей выдержать эту самостоятельность.
Пример. Мама, которой нужно успеть забежать в магазин, приготовить ужин, сделать уборку, постирать белье и еще множество других «и, и, и…», делает главную ошибку – забирая сына или дочь из детского сада, она не дает ему возможности одеться самостоятельно. Просто потому, что у мамы это получится быстрее и она успеет сделать больше своих дел.
Решив научить ребенка самостоятельности, взрослый должен сначала преодолеть себя и забыть на время о таких понятиях, как удобство, порядок и скорость выполнения действий.
Речь идет о мотивации не только детской, но и родительской. Если для ребенка главным мотивом будет являться достижение цели, приобретение нового навыка, то родительским мотивом должна стать приближающаяся перспектива более качественной и свободной от забот жизни.
Большинству детей дополнительная мотивация не требуется потому, что их врожденный интерес к жизни до 10 лет является главным движущим механизмом. Но если по каким-то причинам ребенок не стремится к самостоятельности, на помощь может прийти метод поощрения.
Поощрение рекомендовано, но необязательно. Здоровое поощрение в детском возрасте – похвала и одобрение взрослого, но иногда этого бывает недостаточно. В качестве полезной альтернативы может выступить поездка всей семьей за город или покупка какого-то полезного приспособления для учебы, хобби и т. д.
Развитие самостоятельности – увлекательное, но очень трудное занятие, которое потребует полной отдачи как от взрослого, так и от ребенка. Но при грамотном подходе и соответствующем настрое все участники процесса останутся довольны результатом.
Автор: Александра Сысоева,
специально для Mama96.ru