Любой родитель хотел бы, чтобы ребенок с первого класса полюбил учиться и вплоть до окончания университета занимался этим с большим удовольствием и без каких-либо напоминаний. Реальность оказывается не столь радужной, и современных детей сегодня все чаще приходится мотивировать на учебу. Чтобы не стать врагом своему ребенку и, в результате, не отбить у него интерес к получению знаний, действовать следует продуманно. Как это делать, разберемся далее.
Иногда ребенку не хочется учиться из-за какой-то определенной, тревожащей его ситуации. Например, у него уже несколько недель длится затянувшийся конфликт с учителем, и в качестве протеста он игнорирует домашние задания и приносит домой одни двойки. Либо же ему совершенно не дается иностранный язык и из-за страха неудачи он даже не пытается изучать правила и практиковать навык говорения. Среди других возможных причин часто встречаются испорченные отношения с коллективом, доходящие до травли. Если ребенка обижают или не принимают в школе, то, конечно же, ему не до учебы.
Иногда, кстати, виной тому, что дети не желают учиться, оказывается присутствовавшая ранее излишняя опека родителей. Если мама с папой с первого класса помогали с выполнением всех домашних заданий, делали за чадо поделки, собирали рюкзак и принимали все решения, то, когда в пятом классе они резко все прекращают, стимула у школьника заниматься этим самостоятельно, конечно же, отсутствует.
Большинство родителей в воспитании детей совершают одну распространенную ошибку – хвалят за пятерки и ругают за плохие оценки. Таким образом, многие мальчики и девочки начинают верить, что их собственная «хорошесть» и любовь мамы с папой определяется только тем, как они учатся. Естественно, в такой ситуации они пытаются приложить все усилия, чтобы стать безупречными отличниками.
Если же какой-то предмет им не поддается, то вот такое чрезмерное давление со стороны родителей, учителей и самого себя может просто «отбить» все желание учиться. Уже в юном возрасте проявляется перфекционизм: я должен все сделать идеально, а если у меня так не получится, то не буду делать вообще.
Школьная программа все усложняется, а родители, желая создать для наследника счастливое будущее, вдобавок навешивают на него репетиторов, кружки и секции. Ребенок вынужден учиться в школе, затем получать дополнительное образование, а, вернувшись домой, без полноценного отдыха заниматься заданиями на завтра. Безусловно, долго существовать в таком режиме не получится и та или иная сфера жизни начнет «провисать». Родители в этом случае должны себе отдавать четкий отчет: что им важнее, счастливый и здоровый троечник или несчастный разносторонне развитый отличник?
Если спросить мать или отца, зачем их ребенку учиться, они сразу представят список долговременных целей: закончить школу, поступить в институт, найти работу, вырасти успешным человеком. Для большинства детей все эти пункты слишком абстрактны и не имеют особого смысла. Третьеклассника вряд ли замотивирует то, что изучение ненавистной математики однажды поможет ему стать успешным экономистом, поэтому устанавливать цели следует более понятными. К примеру, приготовление домашнего задания позволит получить пятерку на контрольной, а значит, похвалу учителя, чувство гордости, без проблем завершенную четверть и возможность провести каникулы, не думая о дополнительных занятиях.
Хороший родитель видит интересы своего ребенка и поощряет их. Если чадо любит литературу, читает в любую свободную минутку, с удовольствием ходит в музеи и регулярно приносит пятерки за сочинения, то необходимо порадоваться и предложить посмотреть вместе новую экранизацию классического романа, а не ругать за тройку по биологии и не грозиться репетитором.
Ни один человек не может равно преуспевать во всех школьных предметах, поэтому позвольте ребенку выбрать то, что ему нравится, и приложите все усилия на его развитие именно в этом направлении.
Детям может нравиться тот или иной предмет, но из-за лени или иных причин совершенно не хотеться им заниматься. В этом случае задача родителя – замотивировать на действие, чего можно достичь многочисленными способами. Отец или мать могут рассказать о своем собственном опыте или о реальной известной личности, посмотреть вместе с ребенком фильмы о героях, справляющихся с подобными проблемами или же создать дома вдохновляющую атмосферу.
Предположим, дочке-пятикласснице совершенно не хочется заниматься английским языком, несмотря на то что он ей нравится и вроде как удается. В этом случае ей можно предложить скачать специальное приложение, в котором обучение происходит в формате игр и решения языковых задачек, вместе выяснить, как на языке оригинала звучат имена персонажей ее любимого «Гарри Поттера», приобрести в интернет-магазине иностранный журнал со звездами, приготовить вместе блюда английской кухни или попробовать иногда разговаривать дома только на изучаемом языке.
Заинтересовать учебой можно любого ребенка, если подобрать к нему индивидуальный подход. Главное, не слишком давить и стараться понимать, почему именно у вашего дитя возникла такая ситуация, и как именно ее решить, чтобы довольными остались все стороны.
Автор: Анна Сафронова,
специально для Mama96