Графический диктант – это инновационный способ обучения и развития внимательности у детей и младших школьников. Такое занятие предполагает построение изображения на листке бумаге, на котором расчерчены клеточки. Рисунок может создаваться под диктовку учителя либо школьникам выдается печатное задание, в котором указаны стрелочки (для направления) и цифры (показывают, сколько клеток нужно пройти в конкретную сторону).
Графические диктанты для дошкольников – отличное времяпрепровождение, которое учит развивать внимательность, сосредоточенность и воображение. Такое занятие будет интересно как для малышей в 5 лет, так и для ребят, которые ходят во 2-3 классы.
Изначально графический диктант по клеточкам для дошкольников был разработан с целью выявления уровня знаний у детей и подготовки к школе в детских садах. Для проведения подобных работ разработано множество пособий, которые рассчитаны на разные возрастные группы и отличаются сложностью. Графические диктанты для детей помогают развивать следующие навыки:
Выполняя диктант, малыши сосредотачиваются на нем и не отвлекаются на посторонние шумы и предметы, что также положительно скажется на дальнейшем обучении в школе. Психологи и преподаватели уверяют, что выполнение числовых заданий под диктовку способствует быстрой адаптации к более старшим классам.
На начальном этапе подбирать картинки нужно в соответствии с возрастом детей. Для малышей, ходящих в садик, рекомендуется использовать самые простые изображения, в то время как детям в 7 лет можно давать большие и сложные рисунки по клеточкам.
Большинство специалистов советуют начинать выполнять рисунки по клеточкам ближе к 5 годам. Но стоит учитывать, что степень развития каждого ребенка в том или ином возрасте отличается. Именно поэтому при выдаче подобных заданий также нужно учитывать индивидуальные особенности.
На практике нередко встречаются случаи, когда с выполнением несложного рисунка по клеткам прекрасно справлялись малыши 3 лет. Чтобы подготовить чадо к написанию графического диктанта, с ним нужно заниматься с самого детства, обучая основам. При сложностях в выполнении задания ребенка необходимо подбадривать и поддерживать.
Как простой, так и сложный графический диктант лучше всего проводить на уроках математики. Это обусловлено тем, что выполнение задания связано с созданием геометрических фигур, счетом, вычислением координат. Учитель должен раздать всем школьникам специальные бланки, на которых будут нарисованы клеточки. Также обязательно нужно запомнить, какое изображение должно получиться в конце.
Для начала педагогу требуется поставить начальную точку на бланке. Деткам более старшего возраста можно давать ставить точки самостоятельно, предварительно рассказав, сколько места необходимо отступить с каждой стороны. Если подобное задание проводится впервые, на бланке можно нарисовать стрелки, указывающие, в каком направлении двигаться. После нескольких занятий в подобных подсказках не будет необходимости.
Также педагог должен рассказать следующее:
Учителю рекомендуется поэтапно и не спеша диктовать детям условия работы. Во время занятия педагог не должен произносить никаких слов, кроме количества клеток и направлений. Задание читается только 1 раз, без повторений. На готовом бланке нарисовано изображение и координатная плоскость, что облегчает процесс диктовки. Все, что требуется от учителя – проговаривать, насколько длинными должны быть линии и в каком направлении идти.
При выполнении графического диктанта школьников категорически нельзя торопить, поскольку спешка может привести к сбою. В результате этого рисунок не получится.
Первое, что понадобится, чтобы провести графический диктант по клеточкам – тетрадь в клеточку. При этом для малышей лучше выбирать крупную клетку, а для детей 6-7 лет – мелкую. В качестве альтернативного варианта можно приобрести специальные тетради для выполнения подобных заданий. Чтобы провести графический диктант и нарисовать изображение, также понадобятся:
Для выполнения сложных графических диктантов, у которых идут длинные черточки, рекомендуется использовать линейку. Также она необходима, если изображение предполагает черчение линий наискосок.
Первое занятие всегда рекомендуется делать пробным. Оно предназначено, чтобы дошколята поняли, что представляет собой графический диктант и как его нужно выполнять. Учитель должен сделать урок занимательным и веселым, чтобы дошкольники были заняты и не отвлекались по пустякам.
Существует несколько методик осуществления графического диктанта, каждая из которых имеет определенные преимущества и отличается сложностью исполнения. Подбирая способ проведения работы, также нужно учитывать возраст учеников. Виды графических диктантов:
Для начала детям рекомендуется давать самые простые изображения и лишь постепенно увеличивать сложность. Продолжительность времени для выполнения подбирается с учетом возраста детей, степени подготовки и усидчивости. Специалисты советуют придерживаться таких временных рамок:
Выполнение графического диктанта способствует развитию математических навыков, также учит усидчивости и внимательности. Регулярное проведение подобных заданий подготавливает чадо к школе и упрощает процесс адаптации. Именно поэтому приучать малыша к созданию изображения под диктовку рекомендуется с самого детства – с 3-4 лет. Во время первых занятий родителям нужно помогать чаду и хвалить его за минимальные успехи. При возникновении сложностей в исполнении задания можно обратиться за помощью к профессиональным педагогам.
Классные занятия. Мы тоже с сыном занимаемся, к школе готовимся. Ходить на подготовительные нет средств, вот и приходиться самим готовится к школе. Обязательно к таким занятиям добавьте витаминную подпитку для мозга ребенка. я своему мишки эвалар мультивитамины покупаю, ему нравится. В составе витамины, минералы, и никаких искусственных красителей.
Стало интересно и хочу с дочкой провести подобный диктант, в школе у них такого не было, хотя она уже в 4 классе и может мы немного опоздали. Но учиться, открывать для себя что-то новое никогда не поздно.
Сейчас не только много нового, но и лишнего как я считаю. Мы, в наше время как то обходились без всяких подобного рода диктантов и егэ, и ничего выросли и выучились не хуже, моей дочке 10 лет и порой мне бывает жалко ее , какая тяжелая программа у них в школе. Такой диктант я встречаю впервые и вряд ли он полезней , чем таблица умножения.
Мы такие рисунки в 7-8 классе в системе координат по точкам рисовали))) Тоже было интересно, что получится, хоть и взрослые уже были. А деткам тем более такие занятия полезнее скучных и монотонных.
Ребенка в 1 классе замучили этими графическими диктантами! Но я что-то не заметила особой пользы от них. Столько уроков на них потратили, лучше бы в прописях побольше писали, а то всего по паре строчек было.
У меня дочке очень нравились в начальной школе такие диктанты. Детям интересно, что же в итоге получится. А я не помню, чтобы у нас такие были. Но в более старших классах рисовали по точкам оси координат. Тоже было интересно. Любое обучение должно быть интересным. Но вот те задания, где стрелками указано куда двигаться — это не то совсем. Диктант на то и диктант — вы говорите направление (влево, вправо, вверх, вниз), а ребенок доводит до автоматизма нахождение этих самых влево-вправо.
Дети сейчас в школе лучше умеют набирать тексты на планшете, чем писать ручкой. А вообще, диктант интересный. Надо с дочерью провести мне будет. Такого еще не делал. Думаю, не только усидчивость и аккуратность развивает, но и пространственное восприятие.
Да, сейчас много нового. Но разве наши прописи во времена СССР были хуже? Зато благодаря часовым корпениям над «палочками» почерки были почти у всех чёткие и красивые. А как сейчас пишут дети в школах? Куры лапой и то лучше наскребут.