Воспитание дошкольников: о чем нужно помнить родителям

Рубрика: Ребенок

Развитие ребенка должно происходить плавно и планомерно, а, главное, своевременно. Поэтому в помощь родителям и педагогам были разработаны различные методы воспитания детей, соответствующие тому или иному возрасту.

Девочка: методы воспитания детей

Развитие дошкольников происходит достаточно скачкообразно: периоды спокойствия сменяются бунтарством и протестом. О том, как правильно реагировать на такое поведение малышей и какие методы воспитания использовать расскажет эта статья.

Особенности дошкольного возраста

Развитие и рост ребенка — процесс неравномерный. Он может протекать сначала медленно затем быстро или, наоборот, но всегда сопровождается периодами переломов. Эти переломы имеют скачкообразный характер и носят название кризисов. Следует отличать возрастной кризис от непослушания. Реакция родителей на такой сложный этап в развитии ребенка должна быть более мягкой. Не стоит сдерживать его естественные порывы к самостоятельности и активности, иначе конфликты и проблемы с малышом будут только нарастать.

Рассмотрим несколько возрастных групп дошкольников и проследим особенности их развития. Малыши от трех до четырех лет характеризуются непроизвольным характером памяти, внимания и мышления. Они испытывают потребность в эмоциональном комфорте. Ситуативно-деловое общение берет верх. Взрослый рассматривается ребенком как партнер по совместной деятельности.

Наглядно-образный характер мышления, который преобладает в этот период, позволяет ребенку манипулировать не только объектами, но и образами, и представлениями. Его познавательная деятельность направлена на окружающий мир. Речь малыша пока ещё находится в стадии становления. Это важно помнить родителям, так как их слова воспринимаются ребенком именно так, как он их услышал. Поэтому требовать от малыша полных и развернутых ответов нет смысла.

Дети от 4 до 5 лет все ещё сохраняют непроизвольность психических процессов. Новым этапом этого возрастного периода является выход сознания за границы воспринимаемой действительности и становление активной речи. Общение приобретает внеситуативно-деловой характер. Это говорит о том, что взрослый воспринимается ребенком, как источник познавательной и интересной информации.

В 5–6 лет ребенок уже должен иметь представление об изменениях в количестве или признаках. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с переливанием воды из низкого широкого сосуда в высокий и узкий. На первый взгляд может показаться, что в высоком сосуде воды больше, но это не так. Количество жидкости в обоих сосудах одинаковое. Ребенок должен понимать, что количество воды осталось неизменным.

Девочка рисует

В 5–6 лет активизируется воображение. Ребенок уже может владеть устным счетом в пределах десятка и решать простейшие арифметические задачи. Благодаря формированию геометрической интуиции малыш может решать простые геометрические задачи.

В этот возрастной период родители должны ценить в ребенке самостоятельную деятельность, а не способность действовать по образцу. Дошкольник должен уметь формировать планы, замыслы и претворять их в деятельности благодаря своему воображению.

Как устроены методы воспитания дошкольников?

Под методами воспитания детей понимают способы воздействия педагога на сознание воспитанника, главной целью которого является достижение цели воспитания. Методы воспитания позволяют корректировать поведение детей, обогащать опыт их отношения, общения и деятельности, а также формировать качества личности. Из всего вышесказанного становится очевидно, что педагог воспитывает не отдельные умения качества и навыки, а целостную личность.

Методы воспитания детей-дошкольников не существуют изолированно друг от друга. Одни могут переходить в другие, но всегда существует ведущий метод. Все остальные являются его дополнением.

Необходимо ли воспитывать нравственность в ребенке?

Основы моральных качеств человека закладываются ещё в дошкольном возрасте. От успеха в осуществлении этого процесса зависит дальнейшее нравственное воспитание детей. Необходимо с самого начала формировать у дошкольника нравственные представления, чувства и понятия, ведь на их основе происходит становление поступков, соответствующих нормам поведения гражданина своего общества.

Нравственное воспитание детей происходит в различных видах деятельности. Первоначально правильные качества формируются в обществе сверстников. Задачей воспитателя является установить коллективистские взаимоотношения между дошкольниками. Таким образом между детьми формируется чувство дружбы и товарищества.

Нравственные чувства формируются у ребенка на основе эмоциональной отзывчивости. Он испытывает удовлетворение от одобрения взрослыми, совершения хороших поступков; огорчения от неприятных переживаний и плохого поведения, стыда, недовольства и замечаний взрослого. На основе нравственного воспитания формируется доброта, отзывчивость, радость за других, сочувствие. Дети учатся быть внимательными, помогать другим, радовать, успокаивать, проявлять заботу.

Мама с ребенком: способы воспитания дошкольников

Искренность чувств дошкольника может подчеркнуть следующий пример. Ребенок, рассматривая картину, на которой малыш отбирает у сверстника мячик и грозит ему кулачком, гладит по головке плачущего ребенка. Это говорит о проявлении тех же чувств, которые испытывает его мама, когда утешает его самого.

К среднему дошкольному возрасту нравственные чувства лучше осознаются ребенком, чем в предыдущем периоде. Формируется чувство признательности и уважения к чужому труду, возникает чувство любви к Родине. В старшем дошкольном возрасте появляется справедливость, чувство собственного достоинства, ответственность за порученное дело, чувство долга и уважения к людям.

В достижении всех вышеперечисленных качеств и состоит нравственное развитие ребенка. В данной системе воспитания детей немаловажное значение имеет становление патриотических чувств. Главным качеством является любовь к родному краю.

Утренняя гимнастика, закаливание, гигиена и движения

Активное формирование костно-мышечной и нервной системы ребенка, а также совершенствование его дыхательного аппарата является основой полноценного физического развития. Оно влияет на интеллектуальное развитие детей: улучшается способность ориентироваться в пространстве и времени, знания об окружающих явлениях и предметах становятся более обширными, формируются положительные черты характера. Общение и совместная деятельность со сверстниками формирует умение действовать в коллективе. Дети приобретают такие качества, как активность, выдержка, чувство товарищества, самостоятельность, взаимопомощь, инициатива и т. п.

Главной задачей физического воспитания детей является охрана и укрепление здоровья дошкольников, закаливание организма, полноценное физическое развитие, формирование культурно-гигиенических и двигательных умений и навыков. Закаливание дошкольников способствует повышению сопротивляемости их организма инфекционным и простудным заболеваниям. Таким образом, если закаливаться систематически, то ребенок будет готов к переменам погоды, температурным изменениям и т. д. Важно также развитие у детей двигательных навыков, так как движения оказывают положительное влияние на совершенствование функций организма дошкольников, их костно-мышечной системе и помогают приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.

В дошкольных учреждениях существует специальная система физического воздействия на организм ребенка. Она включает в себя утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, самостоятельную активную двигательную деятельность детей, подвижные игры. Отличительной чертой физического воспитания в дошкольном учреждении является его организованность и целенаправленность.

Дети: физическое воспитание дошкольников

Усвоение культурно-гигиенических навыков дошкольником происходит под руководством взрослого. За счет них происходит укрепление здоровья ребенка. Он учится следить за своей одеждой, мыть руки, бережно относиться к предметам, опрятно есть. Ребенок приобретает навыки бережливости и аккуратности, организованности самостоятельности, вежливости и уважения по отношению к сверстникам и взрослым.

Развитие ума дошкольников

Интеллектуальное воспитание детей — это плавное овладение ребенком общественно-историческим опытом, который был накоплен человечеством за всю историю и представлен в умениях, знаниях, нормах, навыках, оценках, правилах и т. п. Задачи умственного воспитания дошкольников разрабатываются педагогикой на основе природы и сущности интеллектуального развития человека и социального заказа общества. К основным задачам такого воспитания относятся:

  1. Формирование мировоззрения и совокупности научных знаний об обществе и природе. Знания составляют основу мировоззрения. Поэтому перед интеллектуальным воспитание стоит однозначная задача сформировать у дошкольника широкий научный кругозор.
  2. Становление интеллектуальной деятельности и её способов. Эта задача включает в себя развитие познавательных процессов, таких как представление, ощущение, мышление, восприятие, речь, память, воображение. При этом должна присутствовать точность и тонкость ощущений, осознанность запоминания, полнота и целенаправленность восприятия, гибкость и логика мышления, самостоятельность, быстрота воспроизведения и творческий характер. При решении задач ребенок должен научиться применять обобщение, синтез, анализ, сравнение, классификацию.
  3. Формирование культуры интеллектуального труда и способности к самостоятельному познанию. В это понятие вложено умение принимать и ставить задачу, упорядочивать интеллектуальную деятельность, осуществить план действий, оценить результаты и т. д. Культура интеллектуального труда — это не только умение сопоставлять свою точку зрения с другими, но и способность измерять, слушать, вычислять, наблюдать, ориентироваться в большом количестве информации, работать с книгой, пользоваться вспомогательными материалами.
  4. Воспитание познавательных интересов дошкольников. Ребенок должен захотеть познавать окружающий мир и способы его освоения. Они не должны навязываться дошкольнику. Поэтому следует использовать различные способы вызова интереса ребенка к той или иной задаче.

Интеллектуальное воспитание происходит через обучение. Поэтому задачей воспитателя является формировать определенные программой навыки, знания, умения и организовывать познавательную деятельность детей.

Сложно ли обучить дошкольников их правам?

В период раннего детства происходит усвоение не только знаний, но и потребностей личности, убеждений, норм поведения. Немаловажную роль в этом процессе играет правовое воспитание детей. Благодаря четко сформулированным правилам человек чувствует себя увереннее и действует более результативно. Если ребенок с дошкольных лет научится находить и согласовывать решения с другими людьми, то во взрослой жизни он не будет ущемлять их свободу и права.

Девочка читает: правовое воспитание детей

Правовое воспитание предполагает не только подачу теоретических знаний, но и их практическое применение. Поэтому нельзя просто заучить статьи документа, нужно ещё уметь использовать их на практике. Правовое развитие предусматривает воспитание в детях самоуважения, уверенности в себе и уважения к другим. Знание дошкольником своих прав помогает сформировать полноценную, самодостаточную и культурную личность.

Рассматриваемое направление можно условно разделить на гражданско-правовое и нравственно-правовое воспитание. Первая ветвь включает в себя Конвенцию о правах ребенка ООН, Декларацию прав ребенка и Всемирную декларацию об обеспечении защиты, выживания и развития детей. Само собой, что ребенок дошкольного возраста не может усвоить эти правила в чистом виде, поэтому нужно донести их до детей в доступной форме. Лучше всего начинать правовое воспитание со старшего дошкольного возраста. Для этого можно использовать игры или беседы.

Задачей нравственно-правового воспитания является донесение дошкольникам их прав с пояснением тех действий, которые являются полезными и плохими по отношению к окружающим людям. Нужно объяснить ребенку доступным языком, что его поступки тем или иным образом сказываются на всём обществе. Здесь важно рассказать малышу о его правах на медицинскую помощь, заботу и любовь в семье, досуг, получение образования, выражение своих интересов и мыслей, получение информации, комфортные условия проживания, защиту от насилия, индивидуальность, полноценное питание.

Помните, что не должно происходить простого заучивания своих прав. Достаточно и того, что ребенок будет понимать их значение и уметь применять на практике. Наиболее простым способом донесения информации до дошкольника является игра. Можно рассказать детям о символике стран, показать картинки, а затем попросить малышей нарисовать герб и флаг своей страны. Другой вариант игры предполагает предъявление неправильного изображения герба. Ребенок должен понять, что не так на картинке.

В качестве примера можно привести ещё одну игру. Попросите дошкольников придумать школу своей мечты и рассказать о ней. Законов и правил в этой школе может не существовать. После чего попросите малыша или других детей пояснить, к какому результату может привести такое поведение.

Восприятие времени, пространства, запаха, формы, цвета

Сенсорное воспитание детей предполагает усвоение внешних свойств предметов, таких как форма, положение в пространстве, цвет, вкус, величина, запах и т. д. Этот вид воспитания направлен на развитие восприятия дошкольника. Сенсорное развитие является основой становления памяти, внимания, наблюдательности, воображения, интеллекта. Оно направлено на усвоение сенсорных эталонов.

Расширение словарного запаса дошкольника происходит за счет сенсорного воспитания. Оно может осуществляться в самых разных видах деятельности детей. Важная роль в этом процессе отводится играм. Родители могут сами развивать воображение своего ребенка, давая ему мастерить аппликации, рисовать, конструировать, лепить.

Девочка рисует: воспитание дошкольников

Младший дошкольный возраст характеризуется восприятием окружающего мира: его форм, величин, цвета. Другая задача становится перед сенсорным воспитанием детей в среднем дошкольном возрасте, когда в речи ребенка уже закреплены представления об отношениях величин между предметами, геометрических фигурах и цвете. У старших дошкольников большое внимание отводится развитию фонематического слуха — различению звуков. Поэтому чтобы сенсорное развитие малышей проходило благоприятно и вовремя, нужно иметь в арсенале игрушки, изготовленные из различных материалов, матрешки, пирамидки, гремящие и шумящие игрушки, конструкторы, мозаики, книги, шнуровки и т. п.

Любовь к прекрасному — залог духовного богатства человека

Эстетическое воспитание развивает в ребенке способность видеть красоту искусства, мира и создавать её. С первых лет жизни ребенок тянется ко всему блестящему, яркому, красочному и привлекательному. Эта красота вызывает у него интерес и удовольствие. Радостные переживания зарождаются из искусства, которое малыш воспринимает из сказок, песен, картинок.

Эстетическое воспитание детей направлено на сознательное восприятие прекрасного. Оно включает в себя звук, форму и цвет вещей, а поэтому напрямую связано с сенсорным воспитанием. Оно также не может существовать отдельно от переживаний и чувств, таких как душевное волнение и бескорыстная радость, возникшая от восприятия прекрасного.

Задачей воспитателя является не только привитие ребенку восприятия красоты, но и её понимания. У дошкольника должны сформироваться эстетические оценки, суждения и представления. Делать это можно как в игре, так и в художественной деятельности. Малыш может выражать свои впечатления в рассказе, рисунке, песне или лепке. Развивая эстетические представления и чувства детей, их художественные способности и оценочное отношение к прекрасному, педагог таким образом закладывает основы духовного богатства человека.

Как видите, каждый метод воспитания имеет существенное значение в формировании полноценной личности, и каждому из них нужно уделить внимание и в дошкольном учреждении, и в семье.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Познавательная программа о воспитании

Разбираемся и выбираем метод воспитания детей. Мамина школаРазбираемся и выбираем метод воспитания детей. Мамина школа

Советуем почитать: Особенности воспитания детей-погодок

Автор
Педагог-психолог
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Оставить комментарий