В преддверии 1 сентября родители первоклассников носятся по магазинам, покупая форму, ранец, тетрадки, ручки и прочую канцелярию — готовят ребенка к школе. Но, к сожалению, все чаще подготовка становится однобокой.
Ребенок полностью одет, обут, а о таком явлении, как адаптация к обучению в школе многие родители забывают или просто не находят времени об этом задуматься.
Откуда же берутся проблемы с адаптацией? На самом деле все достаточно очевидно: в жизни ребенка в один день меняется практически все. Игры отходят на второй план, день начинается с совершенно новой и непривычной для него деятельности – обучения.
Он попадает в новую среду, где сталкивается огромным количеством новых людей: учеников и учителей. И со всеми ему нужно выстроить отношения. И если со сверстниками все более или менее ясно, хотя тоже непросто, то взаимоотношение с учителем – это что-то принципиально новое. К тому же на уроках малыш вынужден соблюдать массу незнакомых ему правил, многие из которых выполнить физически сложно.
Только представьте, что будет с вами, если ваша жизнь в один день изменится настолько — как вы будете чувствовать себя? Как минимум потерянным. А скорее всего, к этому добавится масса других эмоций, и далеко не всегда положительных.
Вам потребуется время, чтобы принять новую ситуацию и разобраться в ней. Требуется оно и ребенку, с той только разницей, что у взрослого человека все-таки есть какой-то опыт решения сложных задач, а ребенок с подобным сталкивается чуть ли не впервые в жизни, и самостоятельно ему не справиться.
Очень важно, чтобы родители активно включились в жизнь ребенка, в решение его проблем с адаптацией в школе. Не менее важно, чтобы в этом процессе участвовал и учитель. Его задача присмотреться к детям. Понять в чем заключается особенность каждого из них, и строить свои взаимоотношения соответственно их характерам, а значит, индивидуально. И это касается не только общения, но и процесса обучения.
Адаптация первоклассников к школе – процесс многоплановый и многогранный, захватывающий все стороны жизни ребенка, а потому и решать проблемы, связанные с ней, необходимо комплексно, а не односторонне. Различают физиологическую, психологическую и социальную адаптацию, и начать стоит с самой неочевидной – физиологическая.
Казалось бы, при чем тут физиология? Каких-то особых физических нагрузок на детей школа не предполагает, как кажется многим. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что естественным состоянием для детей 6–7 лет является движение.
И вот тут самый обычный урок становится тяжелейшим испытанием для ребенка: целых 30 минут нужно сидеть практически неподвижно и концентрировать внимание на чем-то совсем непонятном, и не всегда интересным.
Далеко не каждому ребенку эта задача кажется посильной. Многие с первых дней начинают вертеться, разговаривать на уроках, мешать своим соседям. Особенно тяжело уроки даются гиперактивным детям. И это – самая первая и далеко не самая простая задача для учителей: ругать гиперактивного первоклассника или наказывать его бесполезно.
Дело ведь не только в том, что он не понимает, как нужно себя вести, или делает что-то нарочно. Он физически не способен выдержать такое испытание.
Разделяют 3 этапа физиологической адаптации к школе:
В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода. В этот период дети могут жаловаться на головную боль, терять аппетит и вес, и даже действительно заболеть. К увеличению статической нагрузки добавляется еще и резкое снижение двигательной активности. А ведь именно с подвижностью в этом возрасте у детей связанны все основные процессы, в том числе рост.
Как же помочь ребенку приспособиться к новым условиям? Иногда кажется, что помочь нельзя ничем, однако это совсем не так. Самое важное в этот период – это режим дня. Конечно, распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно отказаться.
Кстати, в первые месяцы дети могут даже начать спать после уроков. И это оптимальный вариант, позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка другими занятиями, пусть малыш сначала отдохнет. В идеале это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит.
Только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания. С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой – бывает всякое.
Садиться за решение задачек перед сном категорически нельзя. Лучше сделать это днем, пик мозговой активности у детей приходится на 15–16 часов. А перед сном лучше всего прогуляться на свежем воздухе.
Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать 3–4 часа в день. Найти столько времени крайне сложно, но именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – это катастрофически мало.
Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна. Лучше всего уложить ребенка уже в 9 часов. При таком раскладе ребенок успеет выспаться, позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями.
Не менее важна психологическая адаптация детей к школе. Именно от этого зависит, насколько ребенок будет готов принимать и понимать новые задачи, а также его желание учиться и понимать знания.
Сам процесс адаптации складываете из нескольких факторов.
Часто родители, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы, настроены негативно, откуда в этом случае возьмутся столь необходимые положительные эмоции?
Есть и обратная сторона: излишне оптимистичное отношение родителей рождает радужные представления о школе и у ребенка. В итоге он совсем не ожидает проблем от нового в своей жизни явления.
И столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. И, как это ни странно, в себе. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя.
Гораздо правильнее будет объяснить ребенку преимущества и плюсы школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть и то, что это часто трудная задача. Что к школе еще нужно привыкнуть, что с трудностями сталкиваются все, и важно совместно их преодолеть. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей.
Каждый родитель чего-то ждет от своих детей: высоких оценок, прилежного поведения, конкретных действий. И далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно в период адаптации к школе.
В возрасте 6–7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Слишком велик риск сломать ребенку психику.
Тем не менее оценить успеваемость ребенка и его поведение можно из отзывов учителя. И вот тут начинается самое важное: если учитель расскажет вам о том, ребенок невнимателен и мешает вести урок, не стоит ругать малыша, лучше спросите, почему он ведет себя так? Что ему кажется непонятным? Объясните, как себя вести правильно, и что чужой труд нужно уважать.
То же самое касается изменившегося поведения ребенка дома. Часто бывает так, что дисциплинированный и спокойный ребенок вдруг начинает грубить родителям и не слушаться. При этом происходит такое только дома, в школе такие дети ведут себя очень хорошо. Первая реакция родителей на грубость ребенка – наказания.
Однако правильным было бы попытаться понять причину такого поведения. Скорее всего, причина кроется в том, что все свои силы ребенок тратит на достойное поведение в школе. Спокойное поведение на уроке, послушание и внимание к предмету требует огромного напряжения, и, приходя домой, ребенок старается расслабиться, надеясь, что родители его поймут и поддержат.
Наказывать ребенка в период адаптации к школе категорически нельзя. Но это не значит, что грубость нужно поощрять. Необходимо максимально корректно избегать конфликтных ситуаций. Если ребенок кричит и грубит, не стоит кричать в ответ или тут же применять штрафные санкции. Лучше сказать нейтральную фразу:
— Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернемся к нему, когда ты успокоишься.
Не бойтесь лишний раз обнять или поцеловать ребенка. Ваша поддержка никогда не будет лишней.
Не менее важно помогать ребенку справляться с трудностями обучения. В том числе и с домашними заданиями. Но тут есть один нюанс: важно, чтобы сначала малыш попробовал сам, и только после того, как у него не получилось, обращался за помощью. Если же изначально садиться за уроки вместе, то у ребенка просто не будет привычки к самостоятельной работе.
Не всегда проявления стресса и напряжения оказываются деструктивными. В некоторых случаях неряшливые и непослушные дети, наоборот ,начинают проявлять непривычную дисциплину: сами просыпаются и заправляют кровать, умываться, не перечит родителям и так далее.
Родители не нарадуются таким изменениям и не подозревают, что это свидетельство проблем у ребенка. В какой-то корректировке такое поведение не нуждается, и, скорее всего, со временем все вернется на круги своя. Вот тут-то и потребуется понимание от родителей. Не стоит упрекать ребенка за то, что он возвращается к своему привычному поведению.
Ребенку приходится не только сидеть ровно и учиться. В его жизни появляется много новых людей и новая социальная роль. К этому тоже нужно привыкнуть.
От того, как ребенок покажет себя в коллективе в период адаптации, зависит его положение в классе на протяжении всего обучения. Поэтому не стоит ругать своих детей за то, что они часто созваниваются с одноклассниками не по делу, убегают гулять с ними или задерживаются после школы. Все это часть социальной адаптации, и не стоит мешать этому процессу.
Сложнее дело обстоит с застенчивыми и замкнутыми детьми. Они часто стремятся брать в школу свои любимые игрушки. Многие родители препятствуют этому, мотивируя тем, что ребенок уже вырос из периода привязанности игрушкам и пора заводить связи с другими детьми. Однако делать этого не стоит.
Малыш чувствует себя неуверенно в новой обстановке, и игрушка – как часть старого, привычного мира – помогает обрести уверенность. Так что пусть берет игрушку с собой, но только объясните ребенку, что играть можно только на переменках.
Не стоит забывать об особенностях адаптации к школе детей с особенностями развития, в частности, гиперактивных детей и детей с рассеянным вниманием. Родителям таких первоклассников будет значительно сложнее справиться с ситуацией и гораздо правильнее будет обратиться с этой проблемой к специалистам. Только так вы сможете быть уверенными, что решите проблему наилучшим способом, а не сломаете ребенку и без того неустойчивую психику.
Но даже если вы решите справляться самостоятельно, запомните главную рекомендацию: не ругайте своего особенного малыша.
Комментарий психолога-педагога Александра Торина:
Уровень адаптации учащихся изучается школьным психологом в первые 3–4 недели обучения. Происходит это в два этапа, первый из которых может пройти уже на 3–4 день обучения, он направлен на определение первичного уровня адаптации, как правило, у подавляющего большинства первоклассников он низкий. Второй этап проходит через 3–4 недели обучения. Способ определения уровня адаптации полностью идентичен первому, в результате проводится сравнение первого исследования со вторым для выявления динамики уровня адаптации. По результатам такого исследования педагогу и родителям дается характеристика на первоклассников и рекомендации по дальнейшей работе.
Что касается самого процесса, то хорошо, если ребенок посещал детсад и уже умеет взаимодействовать со сверстниками (социализирован). Кроме того, большинство дошкольных учреждений обеспечивают подготовку и первичную адаптацию ребенка к предстоящему поступлению в школу, в таком случае родителям остается лишь поддерживать режим дня, уровень интеллектуального развития и устойчивого психического состояния.
В случае если ребенок дошкольного учреждения не посещал, то родителям придется изрядно потрудиться, научить ребенка взаимодействовать с другими детьми. Объяснить – что можно, а что нельзя, научить знакомиться с одноклассниками. А также проводить с ребенком 1–2 часа в день за развивающими занятиями, понемногу прививать усидчивость, развивать память, мышление, внимание и восприятие. В заключение можно сказать, что успешная адаптация ребенка полностью зависит от его готовности к этой самой школе.
Советуем почитать: Вы уже купили своему первокласснику рюкзак? Проверьте, соответствует ли он требованиям, чтобы потом не пришлось исправлять у ребенка испорченную осанку