Развитые люди обладают отчетливой картиной мира, утверждают ученые-психологи. Созданию целостной картины мира способствуют любопытство, неравнодушие, активность в отношении к миру. Эти качества присущи самоактуализирующейся личности. Если ограничивать инициативу ребенка и пытаться навязать ему учебную информацию, специально подобранную взрослыми, у ребенка не будет развиваться познавательная активность. Высшей потребностью, по А. Маслоу, является потребность в самоактулизации. Одна из форм ее проявления – творчество, которое понимается не обязательно как создание художественного произведения, а как наилучшее выполнение поставленной задачи.
Внедряя интерактивные технологии в программы для дошкольников и младших школьников, педагоги рекомендуют родителям учиться самим составлять простейшие презентации и тестовые задания, увлекательные и поучительные для детей. Сегодня не надо никого убеждать в том, что компьютер развивает. Игра на компьютере не только обучает или развлекает, но и требует принятия решения.
Беседы родителей с детьми о природе, климатических зонах, растениях и животных могут проходить как спонтанно (на прогулке в осеннем лесу, на курорте, где природа редко напоминает привычный городской пейзаж), так и могут быть специально подготовленными. Такие беседы не только дают некоторую сумму знаний ребенку, но и формируют умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. А главное, учат чувствовать, любить и ценить природу, мир, себя как часть мира. Знания, приобретенные с помощью родного человека, эмоционально окрашены, а значит, рождают чувство сопричастности, эмпатии, принятия мира.
Мамы и папы должны ответственно отнестись к такого рода общению, ведь представления детей о мире не должны быть отрывочными, случайными, искаженными. Надо, следуя от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, постараться показать все явления и факты в разнообразных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, пространственных. Полезно возвращаться к известному ранее, добавляя что-нибудь новое, неизвестное.
Помимо наблюдений за природными явлениями педагоги рекомендуют родителям играть с ребенком в игры. Например, «Назови одним словом». Перечисляете видовые понятия и просите ребенка назвать обобщающее слово. Сосна, береза, кедр – деревья родного края. «Что будет, если… » Моделируйте ситуации и вместе с ребенком ищите решение проблемы. Что будет, если исчезнут комары? «Разнообразие природного мира» . Подберите фотографии, иллюстрирующие многообразие природного мира, и попросите ребенка рассказать о том, что он знает, или задать вопрос о том, что ему неизвестно. Помните, что формулировка вопроса — трудное задание.
Для ребенка важно понять жизненную необходимость природы и ее ранимость. Дети, общаясь с взрослыми, усваивают их образцы поведения, в том числе нравственные нормы и эталон отношения к природе, к миру.
А вот своеобразным «срезом остаточных знаний», усвоенных ребенком с помощью мамы и папы, могут стать тесты, самостоятельно придуманные и воплощенные взрослыми (Большая радость помочь своему ребенку в познании мира!) или обучающие компьютерные программы для детей.
Примеры тестов, сделанные педагогами студии, вы можете скачать с нашего сайта.
Современные технологии позволяют не ограничивать познавательные возможности ребенка в раннем возрасте и развивать необходимые в будущем компетенции.
Николаева Елена,
руководитель Студии развития «Ника», Екатеринбург
ул.Кузнечная, 79. Тел. 8-963-441-91-81